Скифы — древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII—III
вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная
и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни
племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были
кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение
занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена.
Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки
называли царями.
Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах древнегреческих
и римских авторов. Подробно рассказано о скифах в «Истории» Геродота, греческого
историка V в. до н. э. (см. ст. «Историки Древней Греции и Древнего Рима»).
Геродот ярко и красочно описал похороны вождей царских скифов — царей.
Кладбище скифских царей, по Геродоту, находилось в местности Геррос, где-то
в районе днепровских порогов и современного города Никополя. После смерти
царя в этой местности рыли большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамировали:
извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и покрывали
труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возили по всем подвластным
племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот
и нос, протыкали стрелами левую руку. После этого царя хоронили. Вместе
с ним хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника,
коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган,
стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг кургана расставляли
50 чучел царских коней и прикрепляли к ним убитых слуг.
Когда умирал рядовой скиф, то покойника везли лишь к родственникам и
друзьям. Каждый из них устраивал поминки. Этот обряд длился 40 дней, после
чего происходили похороны. .
И поныне на юге Украины сохранилось много скифских курганов. Раскопки
их, начавшиеся в XIX в., особенно интенсивны в наши дни. Раскопки курганов
не только подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно
дополнили письменные источники.
Изображение скифа на вазе, найденной в кургане «Гайманова могила».
IV в. до н. э.
Большинство скифских курганов относится к IV— III вв. до н. э.— периоду
наибольшего экономического и политического могущества скифов.
Курганы царей, знатных скифов — это огромные земляные насыпи высотой
до 20 м и диаметром основания более 200 м. Большинство их расположено в
Нижнем Приднепровье, недалеко от городов Никополь и Каховка, но они есть
в Крыму, Приазовье и на Нижнем Дону. Наиболее знамениты из них Чертомлык,
Солоха, Куль-Оба, Мелитопольский, а также Гайманова могила и Толстая могила,
исследованные лишь в 1969—1971 гг.
Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца — входа и коридора
с подземными нишами — камерами для покойников. Знатных скифов хоронили
в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны
(украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы,
золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало
были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу знатных
воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные
золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), оправленном
золотой пластиной, панцири, пояса, шлемы.
Золотая скифская пектораль (нагрудное украшение). Фрагмент. Работа
греческих мастеров. IV в. до н. э.
В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В
больших бронзовых котлах оставляли пищу для покойников — часть туши лошади
или коровы. Несколько греческих амфор с вином дополняли погребальную обстановку.
В царских курганах найдены погребения насильственно умерщвленных людей
— жены царя, дружинников, слуг. С этими близкими к царю людьми также клали
в могилу много имущества. Недалеко от царских гробниц обнаружены погребения
конюхов, а рядом с ними в специальных ямах — захоронения лошадей. Это были
верховые кони царя: на уздечках у них золотые, серебряные и бронзовые украшения.
Встречаются в царских скифских курганах также остатки погребальных колесниц
и кости упряжных коней, на которых возили повозку с телом царя.
Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана
скифами, но многие вещи изготовлены греческими мастерами, жившими в греческих
колониях-городах Северного Причерноморья и торговавшими со скифами.
Особенно интересны для историка предметы, на которых изображены сцены
из жизни скифов или военные эпизоды. По ним мы можем судить о внешнем облике
скифов, об их одежде, не сохранившейся в курганах, о том, как они носили
оружие и как поражали им неприятеля. Некоторые из найденных предметов выполнены
первоклассными греческими мастерами и являются высокохудожественными произведениями,
шедеврами мирового искусства. Таковы золотой гребень из Солохи, электровый
кубок из Куль-Обы, серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана. В последние
годы к ним прибавились серебряная чаша из Гаймановой могилы и золотая пектораль
— нагрудное украшение из Толстой могилы.
На пекторали представлены сцены повседневного труда кочевников. Два
взрослых скифа, отложив в сторону свои гориты, заняты шитьем рубашки из
овечьих шкур. Молодые скифы доят овец и сливают молоко. Люди окружены домашними
животными. Растительный орнамент, исполненный на среднем фризе пекторали,
служит фоном для изображений. На нижнем фризе мы видим, как фантастические
существа грифоны терзают лошадей, а львы рвут кабана и лося. Этим как бы
оттеняется мирный характер сцен, переданных на верхнем фризе.
Курганы рядовых скифов — невысокие земляные холмики, высотой до 1 м.
Могилы представляли собой колодец с небольшой катакомбой — нишей для покойника.
В погребениях простых скифов нет дорогих греческих вещей, сосудов и украшений.
Но и здесь для покойника оставляли мясо, а рядом нож с костяной рукояткой.
В мужских погребениях часто встречается простое оружие, а в женских — незатейливые
недорогие украшения и орудия труда.
Скифы-кочевники жили в кибитках или в войлочных юртах. Следов от стойбищ
кочевников не осталось. Археологам известны неукрепленные поселения земледельческих
племен скифов, особенно в окрестностях Ольвии и по нижнему течению Днепра.
Геродот заметил, что у скифов не было укрепленных поселений. И действительно,
первое значительное укрепленное городище у них появилось только в конце
V в. до н. э., т. е. позже того времени, когда Геродот путешествовал по
земле скифов.
Это городище находилось на левом берегу Днепра, на месте современных
сел Каменки и Большой Знаменки Запорожской области. Оно занимало огромную
площадь — около 12 км2 — и было обнесено земляным валом и рвом.
По гребню вала в древности шла кладка из сырцового кирпича. В южной части
городища было сооружено дополнительное укрепление — цитадель — последнее
убежище в случае нападения врагов. Цитадель была и наиболее богатой частью
городища: здесь жила скифская знать. В IV—III вв. до н. э., в ту эпоху,
к которой относятся курганы, городище было главным ремесленным, а возможно,
и политическим центром всей Скифии. Здесь изготовляли железные орудия труда,
предметы конского убора, бронзовые наконечники стрел и различные украшения.
Изделия ремесленников-металлургов были предназначены не только для жителей
городища, но и для продажи.
К концу III в. до н. э. территория, занятая скифами, значительно сократилась.
С запада скифов оттесняли фракийские племена, пришедшие с Балканского полуострова;
из-за Дона в степи Северного Причерноморья продвинулись сарматы. Во владении
скифов остались лишь степной Крым и небольшой район по нижнему Днепру и
Бугу. Под натиском сарматов центр скифского царства был перенесен с нижнего
Днепра в Крым. Столицей стал город Неаполь на реке Салгире (на восточной
окраине современного Симферополя). Эта так называемая Малая Скифия просуществовала
до конца III в. н. э.
В это время происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре
скифов. Основным занятием большинства скифских племен стало земледелие.
Продажа хлеба греческим городам Северного Причерноморья приносила скифской
знати большую часть доходов. В то же время скифы не раз пытались захватить
греческие города, богатевшие благодаря заморской торговле.
В культуре поздних скифов сильно стало сказываться греческое влияние,
с одной стороны, и воздействие сарматских племен — с другой. Под влиянием
сарматов изменилось вооружение (появились длинные мечи и копья), отдельные
предметы быта и украшения скифов. Неаполь по образцу греческих городов
был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные
и общественные здания из камня, на площади поставили статуи. Представителей
царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской
стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище недалеко от города.
Частые войны скифов с греческими городами и военные столкновения с сарматами,
продвигавшимися на запад, сильно ослабили скифское царство. В конце III
в. н. э. скифское царство было завоевано германскими племенами (готами
и др.), пришедшими из Прибалтики. Скифы были частично уничтожены, частично
слились с пришельцами. В VI в. н. э. на части территории, ранее занятой
скифами, расселились славянские племена.