Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением
форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система
устойчивых преданий — мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения,
молитвы, храмовые празднества.
Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом
искусстве и памятниках литературы, стала оформляться в крито-микенскую
эпоху (см. ст. «Как ученые открыли древнейшую Грецию»), во II тысячелетии,
и позже — в начале I тысячелетия до н. э. В это время большинство греческих
племен перешли от родового строя к рабовладельческому.
В эпических поэмах древних греков «Илиада» и «Одиссея», которые народная
молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру,
изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин
и мужчин (см. т. 11 ДЭ, ст. «Гомер»).
Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они
считали, что их боги также между собой родственники. Когда же появились
племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами,
семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем
стихий — верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык.
Женой Зевса была «волоокая» (от слова «вол» и «око») могучая красавица
богиня Гера. Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку
домашними животными — быком и коровой. Представление о священных животных
возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков
были охота и скотоводство.
Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом жили на высокой
горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Олимпийских богов было
двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными, как
считали греки, были брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю
или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид, также брат Зевса,
— владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестер Зевса — богиня
плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры,
Аид похитил ее, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной.
Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону
из преисподней. Но Аид отпустил жену не навсегда. Прощаясь с ней, он дал
ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Пробыв некоторое время
с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю.
Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья,
кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала.
Так древние греки объясняли смену времен года, появление ростков из посеянных
семян и созревание урожая.
У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали могучую
деву Афину — богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьем
в руке из головы своего отца.
В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви
и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы — прекрасный юноша
бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца
— золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась
также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений.
Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном
за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой
обычно изображали лань — ее священное животное. Кроме олимпийцев почитались
многие другие божества. В воображении греков каждое явление природы, каждый
уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов
и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами
в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами — в море.
В лесах блуждал козлиный добродушный бог Пан. Иногда для забавы он пугал
громким криком прохожих (отсюда произошло выражение «панический ужас»).
С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений,
греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями
всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и
воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес и бог-вестник
Гермес — покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем
науки и искусства, а Гефест — божественным кузнецом.
Голова бога Диониса. III в. до н. э.
С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями
новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося
божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня
Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон
— покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон — покровителем
города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды
и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции.
В ряде греческих городов-государств кроме почитания главных богов —
олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным
из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до
н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В
его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках,
сбором винограда и изготовлением виноградного вина.
Богиня земледелия Деметра. V в. до н. э.
В конце VIII — начале VII в. до н. э. великий поэт древности Гесиод,
чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение
богов). В ней он рассказывает, как из первичного хаоса родились древнейшие
боги: земля — Гея и небо — Уран. От них произошло второе поколение богов
— могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой
всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти
и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса — бог Зевс впоследствии
также поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов,
которые, как считали греки, непосредственно управляли миром.
Богиня Афина. IV в. до н. э.
Греки верили, что олимпийцы во главе с Зевсом охраняют их во время войны
и помогают им в хозяйственной и культурной деятельности. Однако боги не
терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей
похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской
скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Согласно
мифу могучий герой Геракл освободил Прометея.
В VI—V вв. до н. э. наивная вера в человекообразных богов, которым свойственны
чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых
с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в.
до н. э.) считал первоосновой мира огонь, из которого все возникает, и
высшим законом природы — вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист
Платон (V—IV вв. до н. э.) создал учение о едином боге-творце — демиурге
(греческое «мастер»). Позже, в III—V вв. н. э., в Греции неоплатоники развили
учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих
богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы.
Но в это время на территории Римской империи, и в частности в Греции, широко
распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований.
В конце концов боги и герои мифов превратились в чисто художественные
образы. В реальное их существование никто не верил. В течение веков они
широко использовались в искусстве и литературе.