На холмистом берегу Тибра, в 25 километрах от его впадения в Тирренское
море, в IX в. до н. э. возникли поселения пастухов и земледельцев. Постепенно
поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом
и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое
летосчисление от вымышленной даты основания города.
Древнейшее население Рима жило родами, которыми управляли старейшины.
Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим
происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.
Оскорбление, нанесенное члену рода, рассматривалось как оскорбление всему
роду, а за убийство члена рода нес ответственность не только убийца, но
и весь его род.
Член рода носил родовое имя, часто производимое от священного для данного
рода животного (собаки, свиньи, быка) или растения.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие
ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы,
ремесленники и торговцы, привлеченные богатством Рима, люди, изгнанные
за нарушение родовых обычаев, наконец насильственно переселенные из покоренных
городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население,
жившее родами, называлось патрициями.
В ту пору, когда только принадлежность к роду обеспечивала человеку
безопасность и давала определенные права, некоторые плебеи добивались принятия
в род путем усыновления их патрициями или каким-либо другим путем.
Принятые в роды и допущенные к родовым святыням плебеи получали родовое
имя и пользовались защитой, рода. Но они не обладали теми же правами, какие
имели члены рода. При переделе земли они получали меньшие участки. Они
были обязаны участвовать в военных походах патрициев и своей жизнью и кровью
расплачиваться за то покровительство, какое им оказывал род. Этих неполноправных
членов рода называли клиентами. Чем больше было в роде клиентов, тем он
был могущественнее в военном отношении, тем большим влиянием пользовались
родовые старейшины в общине, управляемой советом старейшин, или, как его
называли, сенатом.
Так в рамках родовой организации, некогда обеспечивавшей всем членам
одинаковые права, появляется неравенство. В родах патрициям противостоят
клиенты, а вне родов находятся плебеи, полностью лишенные каких-либо прав
и защиты родовой организации, но в то же время несущие определенные повинности.
В VI в. до н. э., когда Римом правили цари этрусского происхождения
(см. ст. «Этруски»), положение плебеев несколько улучшилось. Этрусские
правители в борьбе с ненавидевшей их патрицианской знатью старались найти
поддержку у плебеев, давали им различные обещания и некоторые льготы. В
противовес родовым ополчениям этруски создавали постоянное войско, в котором
наряду с патрициями служили и богатые плебеи. Но в 510 г. до н. э. патриции
изгнали этрусского царя Тарквиния Гордого и установили свою власть. Вместо
царя стали править магистраты — должностные лица, выбиравшиеся патрициями
на народных собраниях. (Ежегодно выбирались два консула и их помощники
— квесторы.) Позднее во время опасных войн стали выбирать командующего
войсками — диктатора (на 6 месяцев).
Образец римского оружия.
Начиная с IV в. до н. э. выбирали также заместителей консулов — преторов,
начальников городской стражи — эдилов и других старшин. Народные собрания
принимали или отвергали законы, предлагаемые магистратами или сенатом.
Сенат — совет родовых старейшин — стал высшим государственным учреждением.
Такое управление римляне называли республикой.
В первые годы республики угнетение плебеев усилилось. Как и при царях,
плебеи участвовали в войнах. Но захваченные земли делились между патрициями
и их клиентами. Плебеи же земли не получали. Они страдали от нищеты и безземелья.
Нередко плебей брал у соседей патрициев взаймы зерно или скот. Не уплативший
долга плебей терял свободу и попадал в кабалу к патрицию. Попавших в кабалу
плебеев патриции не только заставляли работать на своей земле, они могли
их продать в рабство за Тибр, т. е. за пределы Римского государства. Не
исключалось и убийство должника, если он был стар и работа его не окупала
содержания.
Портрет римлянина. Скульптура. III в. до н. э.
Однажды на людную улицу Рима выбежал человек преклонных лет. Тело его
было истощено, одежда покрыта грязью, всклокоченные волосы и борода придавали
его лицу дикий вид. С трудом плебеи узнали этого человека, бывшего когда-то
римским воином и отличившегося в боях с врагами Рима. Человек сорвал с
себя тунику и показал спину со следами свежих ударов. И все поняли, что
этот человек — кабальный должник патриция. Он задолжал во время войны,
так как не собрал урожая со своего участка, а хижина его сгорела, скот
был угнан. Богатый сосед патриций в уплату долга и процентов отнял у него
участок, а потом посадил плебея в тюрьму.
Портрет патриция. Скульптура. I в. до н. э.
Такие сцены нередко наблюдали жители Рима. Возмущение плебеев росло.
«Вот она, награда за службу, за пролитую кровь», — говорили они. Постепенно
плебеи организуются для отпора патрициям. У них появляются свои народные
собрания, на которых они выбирают военачальников из своей среды — трибунов.
Однажды плебеи под предводительством трибунов покинули город и заявили
о своем намерении основать новую общину на Священной горе (менее часа пути
от Рима). Это событие относят к 494 г. до н. э.
Без плебеев патрицианская община не могла справиться с воинственными
соседями, да и появление плебейского государства чуть ли не под самыми
стенами Рима было невыгодно патрициям. Патриции, как говорит легенда, отправили
на Священную гору своего посланца для переговоров. Римский посланец будто
бы рассказал плебеям басню о восстании рук, которые не хотели работать
на желудок и погибли вместе с ним. Выслушав эту притчу, плебеи вернулись
в Рим.
На самом деле плебеи вернулись лишь после того, как их трибуны получили
особые, очень большие права. Народные трибуны считались священными и неприкосновенными.
Трибун мог наложить запрет (вето) на распоряжения патрицианских магистратов
и сената, если эти распоряжения нарушали права плебеев. Двери дома народного
трибуна были всегда открыты. Там мог найти защиту любой плебей.
Важнейшим преимуществом патрициев было то, что они обладали судебной
властью. Писаных законов не было, а судили патриции по своим родовым обычаям,
толкуя их так, как это им было выгодно.
Римские плебеи были заинтересованы в записи действующих обычаев, что
давало им защиту от произвола родовой знати. Наконец в 450 г. до н. э.
появились законы в виде 12 таблиц. Законы 12 таблиц сохраняли жестокое
долговое право и защищали собственность богатых людей. Но в то же время
они послужили основанием для последующих успехов плебеев.
В 445 г. до н. э. особым законом был снят запрет с браков между патрициями
и плебеями. Дети от таких браков стали признаваться законными наследниками
своих отцов.
Борьба плебеев против патрициев сопровождалась раздорами среди самих
патрицианских родов. Одни из патрициев переходили на сторону плебеев, другие
решительно отстаивали привилегии патрициата, не склоняясь ни к каким уступкам.
В эпоху борьбы между патрициями и плебеями римляне вели войны с соседними
народами и племенами и в конце концов установили господство над большей
частью Италии. Как и прежде, при распределении захваченной земли ее львиная
доля доставалась патрициям. Но в войнах второй половины V в. до н. э. богатые
плебеи играют все большую роль. Они вкладывали свои средства в покупку
вооружения и продовольствия, в постройку кораблей. Поэтому патрицианский
сенат был вынужден идти на новые уступки плебеям.
Самой крупной из них было создание новой военной организации взамен
прежней, основанной на родовых началах. Новая организация была введена
во второй половине V в. до н. э. Все население Рима, независимо от принадлежности
к патрициям или плебеям, делилось на классы и воинские подразделения —
центурии. Первый класс состоял из самых богатых граждан. Имея больше средств
для снаряжения воинов, он выставлял наибольшее количество центурий. На
народных собраниях, созданных вновь, каждая центурия имела один голос.
Таким образом, отныне не знатность, не принадлежность к патрициям, а
богатство определяло положение человека в обществе. Правда, богатых плебеев,
могущих войти в первый класс, было сравнительно немного. Но им открывалась
дорога к высшим должностям в государстве.
В 367 г. до н. э., после десятилетней борьбы, были приняты законы, которые
ограничивали право патрициев пользоваться общинной землей и тем самым облегчали
положение мелких земельных собственников — плебеев. Затем была облегчена
участь кабальных должников, потом и вовсе запрещено закабаление римлянина
за долги. Последним оплотом патрициев были жреческие должности. Но и этот
оплот пал. Плебеи могли стать и жрецами.
Борьба плебеев с патрициями составляла главную линию исторического развития
Рима в V—IV вв. до н. э. В результате произошло не только уравнивание патрициев
и плебеев в политических правах, но и окончательное формирование рабовладельческого
общества и государства.
Победа плебеев, добившихся отмены долгового рабства, шире открыла дорогу
рабству чужеземцев. Рим вступает в новую эпоху — эпоху войн за захват рабов
и богатств в соседних странах.