Ислам, или мусульманская религия, возник в Аравии в начале VII в. («ислам»
в переводе с арабского — покорность; «мусульманин» — от арабского «муслим»
— последователь ислама).
Уже тогда на огромном Аравийском полуострове арабское население было
довольно многочисленным. В основном это были скотоводы-кочевники. Ведь
большую часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с обширными
бесплодными песчаными пустынями. Кочевники (здесь их обычно называют бедуинами)
разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии возможно только
в оазисах, на небольших пространствах плодородной земли, орошаемых водой
из родников и колодцев. Оседлое население в оазисах выращивало финиковые
пальмы, ячмень, виноград, плодовые деревья.
Вдоль западного побережья Аравии издревле проходила караванная дорога.
Она служила продолжением морских путей, связывающих полуостров с Восточной
Африкой и Индией. На перекрестках караванных путей возникли города. В них
сосредоточились торговля и ремесленное производство.
К VII в. население Аравии — скотоводы-кочевники, земледельцы и горожане
— жило в условиях разложения первобытнообщинного строя и формирования классового
общества. В каждом племени и в каждом роде, состоявшем из родственных семей,
господствовали богачи. Они постепенно захватывали лучшие участки пастбищ,
принадлежавших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались
шейхи (предводители племен), эксплуатировала своих обедневших соплеменников.
У богачей появились рабы, которые пасли стада и выполняли домашние работы
в семье хозяина.
Эти эксплуататоры нуждались в сильной государственной власти и грозном
боге, помогающем держать в повиновении рабов и рядовых бедуинов. С давних
времен у каждого арабского племени были свои боги. Арабы обожествляли деревья,
камни, источники и поклонялись им. Новая единая религия — ислам, — проповедующая
единобожие, сначала появилась в Западной Аравии — одной из наиболее экономически
развитых областей полуострова. Здесь находились обширные оазисы Медина
и Таиф, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Тут проходили
караванные пути международной торговли, на которых стояли большие оживленные
города. В самом крупном из них — Мекке жило племя курейш. В этом племени
власть принадлежала богатым купцам и ростовщикам, бывшим в то же время
крупными рабовладельцами. Через Мекку провозились ценные товары из Южной
Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Восточной Африки в Ирак. На ярмарки
в Мекку приезжали арабы из многих районов Аравии. Мекка была не только
торговым городом, но и религиозным центром. На главной площади высился
четырехугольный храм Кааба (в переводе с арабского — куб), в наружную стену
которого был вделан «черный камень», упавший с неба (метеорит). Ему поклонялись
не только жители Мекки, но и арабы, приезжавшие из других мест. Мекканские
богачи — купцы, ростовщики и рабовладельцы — присвоили себе жреческие обязанности
при Каабе. Это увеличивало их влияние на соплеменников и на окрестные племена.
Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства)
с мекканским купцом Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую
религию около 610 г. н. э. в своем родном городе. Некоторые его проповеди,
записанные современниками, сохранились. После смерти Мухаммеда его учение
было пересказано в книге под названием «Коран» (в переводе с арабского—чтение),
которая затем стала для мусульман священной. Впоследствии арабские историки
собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них действительные
события перемешаны с вымыслом о всякого рода чудесах. Так, например, рассказывается,
что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду,
когда он был еще отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, чтобы
обмыть в чаше, наполненной небесным снегом. Рассказывали также, что деревья
и кусты кланялись Мухаммеду, когда он проходил мимо них, а когда он ехал
на верблюде, защищали его от солнца.
Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической
биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового
общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним
из средств объединения разрозненных арабских племен в одно государство.
Ислам, в отличие от древнего арабского многобожия, признавал единого
бога — аллаха. Мухаммед же, как говорит Коран, был посланником бога на
Земле. Верующие (мусульмане) обязаны ежедневно молиться, а в девятый месяц
года — рамазан поститься, т. е. принимать пищу и питье только ночью. Все
религиозные обряды внушали мусульманам чувство беспомощности и полной зависимости
от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть доходов в
пользу бедных. Но вскоре после возникновения арабско-мусульманского государства
эти отчисления стали поступать в государственную казну.
В наиболее ранних сурах (главах) Корана, которые относятся ко времени
проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий конец мира. Он изображался
как всеобщее бедствие: произойдет землетрясение и солнечное затмение, моря
закипят и хлынут на сушу, мертвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе
ангельского воинства и будет судить людей. Грешники попадут в ад, где будут
гореть, но никогда не сгорят, вечно страдая от ожогов, жажды и голода.
Праведники будут награждены в раю вечным блаженством. Но в рай попадут
только те мусульмане, которые были покорными и терпеливыми в своей земной
жизни.
Коран учит, что сам бог разделил людей на бедных и богатых, рабов и
свободных. «Мы... возвышаем одних над другими в степенях, — сказано в Коране
от имени бога, — так что одни из них держат других подвластными себе невольниками».
Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за
воровство предписывает отсекать у вора руку. Расправу с богатыми и притеснителями
Коран переносит в фантастический загробный мир: только после смерти покорные
и терпеливые бедняки смогут привольно жить в раю, а их мучители попадут
в ад.
В Коране подробно разработаны правила передачи имущества по наследству,
раздела военной добычи и других сделок. Особое внимание в Коране обращено
на охрану собственности.
Коран узаконивает зависимость женщины от мужчины и разрешает мужу бить
жену. При разделе наследства дочь получает вдвое меньше, чем сын.
Ислам не давал никакой надежды мекканским беднякам и рабам на облегчение
их тяжелой жизни. В первое время количество мусульман в Мекке оставалось
ничтожным. Местные властители по-прежнему получали большие доходы от паломничества
в Каабе и потому не сразу оценили выгоды новой религии. Они враждебно относились
к мусульманам, ярым противникам многобожия. Мусульмане вынуждены были искать
союзников за пределами Мекки. Осенью 622 г. они переселились в Медину —
крупный оазис, населенный оседлыми земледельческими племенами. Здесь они
организовали «общину верующих», во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская
община добилась безраздельного господства в Медине и вскоре стала центром
политического объединения всей Аравии.
Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного правителя,
верховного судью и военачальника мединских мусульман. Он жестоко расправлялся
с арабами, не принявшими ислама. Мусульмане изгнали из Медины два племени
иноверцев.
Третьему предложили признать ислам, и, после того как последовал отказ,
все мужчины этого племени были убиты, а женщины и дети проданы в рабство.
Возделанные земли этих племен захватили арабы-мусульмане. Обосновавшись
в Медине, мусульмане начали вооруженную борьбу против Мекки. Они нападали
на мекканские торговые караваны. В Коране говорится, что священная война
с «неверными» угодна аллаху.
Военная удача переходила то к мусульманам, то к их врагам. Исход борьбы
решили бедуинские племена, которые подчинились власти мусульман, так как
стремились сбросить с себя тяжелую зависимость от мекканских купцов и ростовщиков.
В 630 г. Мекка сдалась без боя войску мусульман. Мекканцы приняли ислам
и признали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «черным камнем» стал главным
святилищем мусульман, и их обязали совершать к Каабе ежегодные паломничества.
Теперь мусульманская община стала приобретать все больше и больше последователей
из числа бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось
объединение арабских племен, образовалось арабское государство. При преемниках
Мухаммеда — арабских халифах (халиф — одновременно глава государства и
духовный глава мусульман) — полчища арабских завоевателей вторглись в соседние
страны и подчинили своей власти их население.
В образовавшемся обширном феодальном государстве — халифате — ислам
стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены
различные льготы. В средние века ислам широко распространился в странах
Ближнего и Среднего Востока и стал одной из мировых религий наряду с христианством,
с которым у него много общего.
И в наше время мусульмане составляют подавляющее большинство населения
в арабских странах Азии и Африки, в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане,
а также в Индонезии. Кроме того, много мусульман в Индии, Китае, Албании,
Югославии, Болгарии и в Средней Азии.
Ислам, как всякая религия, в том числе и христианская, проповедует фантастическое
представление о мире и требует от угнетенных покорности, отвлекая их от
борьбы за лучшую жизнь.