Закрепощение повсюду вызывало упорное сопротивление крестьян. Они хотели
сохранить свои вольные обычаи тех времен, когда были свободными общинниками
и наследственно владели землей. Став крепостными, крестьяне начали бороться
за уменьшение повинностей или за установление их размера на многие годы,
чтобы как-то ограничить произвол сеньора.
Острая классовая борьба между феодалами и крепостными происходила в
течение всего средневековья. Крепостные крестьяне нередко бежали от своих
господ к другим феодалам, надеясь, что там жить будет легче. Наконец наступал
момент, когда притеснения становились невыносимыми и терпение крестьян
истощалось. Тогда они поднимали восстания против своих эксплуататоров:
жгли замки и усадьбы, убивали сеньоров.
Но все восстания обычно кончались поражением крестьян. У бедняка крестьянина
не было средств, чтобы хорошо вооружиться. Рано или поздно феодалы объединялись
со своими вассалами и собирали рать для расправы с непокорными.
Горожане раньше стали освобождаться от крепостной зависимости. «Воздух
города, — говорили тогда, — делает человека свободным». Как правило, сбежавший
крепостной, если он прожил в городе больше года, становился свободным.
«Воздух города» оказывал большое влияние и на положение крепостных в
деревне. Развившиеся города все больше нуждались в съестных припасах и
сельскохозяйственном сырье. Сеньоры хотели бы продавать необходимые горожанам
сельскохозяйственные продукты, чтобы получать больше доходов, но для этого
им нужно было перестроить свое хозяйство: производить не только зерно,
но и овощи, птицу, мясо и т. д. и доставлять все это на городские рынки.
Но барское хозяйство, основанное на подневольном труде, было слишком косным,
чтобы справиться с этой задачей.
Крестьяне оказались более приспособленными к торговле с городом, чем
господа: многие разводили овец, птицу, возделывали огороды. Имея телегу
и рабочий скот, крестьянин мог перевозить свои продукты в город, а главное,
он это делал для себя, а не для ненавистного сеньора. Так развитие обмена
между деревней и городом приводило к тому, что крестьянин старался работать
больше и лучше в своем хозяйстве, производительность его труда повышалась.
Сеньоры немедленно воспользовались новыми обстоятельствами. Сделали
они это очень хитро. Господа стали переводить все крестьянские повинности
в денежную форму, т. е. вместо барщины или натурального оброка стали требовать
с крестьян деньги. Эта замена натуральных повинностей деньгами называется
коммутацией.
Коммутация стала распространяться во всех странах Западной Европы, где
росли города и увеличивалась численность городского населения. Она была
особенно выгодна зажиточным крестьянам. Они имели много лишних продуктов,
которые сбывали на рынке близлежащего города. Заплатить сеньору деньгами
за все повинности им было нетрудно.
Тяжелее приходилось беднякам, которые с трудом получали со своих маленьких
наделов лишь самое необходимое для пропитания. На рынок им почти нечего
было вывозить. Но и для них коммутация была небесполезна, потому что, уплатив
с трудом деньги феодалу, крестьяне становились менее зависимыми, чем раньше,
от вмешательств сеньора в их дела.
Важные последствия коммутация имела для хозяйства самого сеньора. Вместо
продуктов он теперь получал звонкую монету. На деньги можно было купить
все, что угодно, их можно было копить в любом количестве, не то что продукты.
И сеньоры перестали сами заниматься хозяйством. Свою землю они сдавали
внаем (аренду) крестьянам за деньги.
Феодалу, который не вел своего хозяйства, не нужна была и крестьянская
барщина, а следовательно, ненужным стало ему и прикрепление крестьян к
его земле. Теперь феодалу стало безразлично, живет ли крестьянин на своем
участке или уходит куда-либо на заработки, ему важно было лишь вовремя
и полностью получить денежный оброк. Поэтому сеньоры стали освобождать
крестьян от некоторых повинностей, которые те должны были выполнять как
лично зависимые люди. Например, лично зависимый крестьянин (серв) не имел
права передавать свой участок по наследству. Он обязан был платить сеньору
большую сумму за право передать свой надел сыну.
Выкупив себя на свободу, крестьяне получали право наследовать землю,
но по-прежнему платили сеньору за пользование землей.
Так, во Франции с XII в., в Англии с XIV в. началось освобождение крестьян
от личной зависимости. Само собой разумеется, что освобождение крестьян
не было бесплатным. Сеньоры старались получить с них за освобождение как
можно больше денег. Конечно, далеко не все крестьяне были в состоянии уплатить
требуемую сумму. В связи с этим сеньоры стали предлагать крестьянам освобождение
на таких условиях: крестьянин получал свободу за небольшой единовременный
выкуп или даже бесплатно, но за пользование землей он должен был платить
вдвое или втрое больше прежнего. Такая сделка оказалась настолько выгодной
для сеньоров, что они стали «освобождать» крестьян целыми деревнями.
Часто сумма выкупа была так велика, что крестьяне не имели возможности
ее внести и отказывались освобождаться. Их принуждали к этому силой. Внеся
выкуп сеньору, крестьянин становился свободным и мог вести самостоятельно
свое хозяйство, но в то же время ему приходилось теперь платить за землю
гораздо больше, чем раньше. Мало этого, сеньоры стали захватывать общинные
угодья: леса, пастбища, реки, озера, объявляя их своей собственностью.
Отныне крестьянин — захотел ли ловить рыбу в реке или озере, строил ли
он себе дом или хотел запасти дров на зиму — за все должен был платить.
Одновременно феодальное государство налагало на крестьян новые непосильные
налоги.
И крестьяне стали протестовать против новых тягот. Таким образом, крестьянские
движения и восстания XIV в. были вызваны ухудшением хозяйственного положения
крестьян в связи с развитием городов и товарно-денежных отношений.
Вполне понятно, что в тех странах, в которых раньше развивались города,
раньше начался и быстрее шел процесс коммутации, освобождения крестьян
от личной крепостной зависимости, раньше вспыхнули и большие крестьянские
восстания.
В начале XIV в. в Италии произошло первое крупное крестьянское восстание.
Оно охватило северо-запад Италии, область города Верчелли. Восстание проходило
под лозунгом уничтожения всех сеньоров, как духовных, так и светских. Вождем
восставших был Дольчино, сын священника, человек грамотный и хорошо знавший
«священное писание». Основываясь на нем, Дольчино доказывал, что скоро
придет такое время, когда все господа будут истреблены, и тогда наступит
царство справедливости. До нас дошло мало сведений о его учении и деятельности,
но есть основания предполагать, что Дольчино хотел захватить предальпийскую
долину реки Сезии и разделить землю между крестьянами.
Феодалы, возглавляемые герцогом Савойским, епископом Верчелльским и
властями этого города, ополчились на восставших крестьян и оттеснили их
в горы, где повстанцы в течение двух лет выдерживали осаду войск, собранных
феодалами. Лишенные продовольствия, крестьяне вынуждены были в конце концов
вступить в открытый бой и были разбиты в кровопролитном сражении. В 1307
г. Дольчино и другие вожди этого движения были схвачены и после зверских
пыток преданы мучительной казни.
Лучше известны два восстания более позднего времени: французская Жакерия
(1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). Оба восстания произошли
во время Столетней войны между Англией и Францией. К общим причинам недовольства
крестьян, о которых мы говорили выше, присоединились еще разорение страны,
непомерная тяжесть налогов, денежные поборы на выкупы феодалов, попавших
в плен. Война и разорение повлекли за собой голодовки и эпидемии. В 1348—1349
гг. по Западной Европе' прошла чума («черная смерть»). В некоторых странах
она унесла до половины населения.
В 1356 г. в битве при Пуатье французские рыцари были разбиты наголову
англичанами, в плен попал и французский король Иоанн. Для продолжения войны
и выкупа короля из плена население обложили новыми налогами. В конце концов
города восстали.
Восставшие крестьяне. Гравюра
Началось восстание в Париже — столице Франции. За городами последовали
деревни. Движение крестьян охватило шестую часть страны. Центром восстания
стала область Бовези, к северу от Парижа. Восстание это получило название
Жакерия (от презрительной клички Жак-простак, которую феодалы дали крестьянам).
Повстанцев возглавил бывший солдат Гильом Каль. Восставшие говорили, что
всех феодалов, особенно духовных, надо истребить. Крестьяне нападали на
замки сеньоров, жгли постройки, угоняли скот, уничтожали документы, в которых
были записаны их повинности.
Гильом Каль понимал, что крестьян трудно сплотить в единую армию, поэтому
он решил соединить действия крестьян с восставшими городами. Но горожане
не оказали в нужную минуту поддержки крестьянам. Крестьянские армии были
разбиты объединенными войсками феодалов. Жакерия началась в конце мая 1358
г., а уже 10 июня крестьянская рать была разбита.
Восстание «башмака». Восставшие крестьяне берут в плен рыцаря. Гравюра
XVI в.
Не более успешным оказалось и восстание английских крестьян под предводительством
кровельщика Уота Тайлера. Во второй половине XIV в. в связи с затяжной
войной с Францией правительство Англии ввело новые налоги, в том числе
и поголовный налог, который к тому же взимался с большими злоупотреблениями.
Этот налог и был последней каплей, переполнившей чашу терпения трудового
населения. Восстание началось сразу в нескольких местах. Две большие крестьянские
рати — одна из Эссекса, другая из Кента — двинулись к Лондону. Городская
беднота открыла восставшим ворота города. Крестьяне окружили замок Тауэр,
где находился король Ричард II. Они предъявили ряд требований: освобождение
всех оставшихся еще крепостными крестьян, перевод всех повинностей на деньги,
установление небольшой платы за землю, амнистия всем, принимавшим участие
в восстании, и другие. Король обещал рассмотреть эти требования, и значительная
часть крестьян, особенно зажиточных, поверив королю, разошлась по домам.
Но бедняки остались в Лондоне. Они добились нового свидания с королем,
требовали земли и отмены законов, устанавливавших низкую заработную плату.
После эпидемии чумы в 1348 г., когда число рабочих рук в Англии сократилось
и оплата труда несколько повысилась, в интересах сеньоров был издан закон
о сохранении заработной платы деньгами или натурой в прежнем размере. Во
время свидания с королем вождь восставших Уот Тайлер получил заверения,
что требования крестьян будут выполнены. Уот Тайлер собрался уже уходить,
как мэр Лондона внезапно нанес ему смертельный удар. Ошеломленные преступлением,
крестьяне не успели прийти в себя, как были окружены королевскими рыцарями.
Началась зверская расправа. Вскоре вооруженные отряды феодалов, собравшихся
по зову короля, потопили в крови крестьянские восстания по всей Англии.
В 1524—1525 гг. в Германии разразилась грандиозная крестьянская война,
но и она в конце концов была жестоко подавлена (см. ст. «Реформация в Европе»).
Маркс и Энгельс писали, что все крупные крестьянские восстания средневековья
исходили из деревни, но они, ввиду раздробленности и связанной с ней крайней
отсталости крестьян, оставались совершенно безрезультатными.
Восставшие крестьяне смогли добиться победы в буржуазной революции под
руководством буржуазии — так было во время английской революции середины
XVII в. и в ходе французской революции (1789—1793). Крестьяне могут достигнуть
успеха под руководством рабочего класса в пролетарской революции. Именно
так произошло в 1917 г., во время Великой Октябрьской социалистической
революции в России. В. И. Ленин писал: «...организованность, политическую
сознательность выступлений, их централизацию (необходимую для победы),
все это в состоянии дать распыленным миллионам сельских хозяев только руководство
ими либо со стороны буржуазии, либо со стороны пролетариата».