Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского
университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций,
он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов
(положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями.
Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию.
Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ
в рай) достигается «делами» — соблюдением обрядов, молитвами и подношениями
церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян,
мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам
бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».
Лютер провозгласил, что «небесное спасение» достигается не делами, а
только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения»,
открывал путь к дешевой церкви.
Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не
может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца
многих людей. Миновал еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями,
швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим.
Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя
папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал
перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов).
Томас Мюнцер. Гравюра XVII в.
Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил,
что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых
положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»
В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые
споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена
большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны
из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили
отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились
от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более
дешевую церковь, пришедшую на смену католической, называли лютеранской.
Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе
и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем сохранялся
прежний гнет князей и дворян, крепостное право оставалось таким же жестоким.
Уже с конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями.
В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака».
В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить
«Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Союза
бедного Конрада».
Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления
бедноты в деревнях и городах. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие
гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи.
Народное возмущение вылилось в великую Крестьянскую войну, которая с
начала 1525 г. охватила большую часть Германии и явилась одним из крупнейших
революционных событий в ее истории.
В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских
отрядов. Они приняли программу требований — «12 статей». Это была умеренная
программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить
крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить
отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти
господ, а лишь ограничения их произвола в суде и органах управления. Авторы
«12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник
и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные
нужды и на жалованье священнику.
Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая
на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит
«священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам
имел рабов. Когда же крестьяне взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший
человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними.
Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего
крестьянства стал Томас Мюнцер (1493—1525). «Если, — заявил он, — единомышленники
Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало
браться за дело».
Горожане публично осмеивают ненавистных им епископа и католического
проповедника.
Мюнцер стремился превратить реформацию в народную революцию. В то время
не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых
религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным
призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом
«божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших
у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить
рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими
безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.
Мюнцер опирался на крестьянскую бедноту и тогдашний пролетариат: ткачей,
рудокопов, подмастерьев. Он выдвинул антифеодальную революционную программу.
В своем «Письме-тезисах» он требовал уничтожения всех замков и монастырей,
поголовного вступления всех работоспособных в «Христианский союз и братство»,
члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение.
Хищников и тунеядцев, которые воспротивились 5ы вступлению в трудовое объединение,
Мюнцер предлагал поставить вне закона.
Несмотря на общий численный перевес восстаншях крестьян, они оказывались
в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только
вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных
крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению
наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры
с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения.
Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами. Он и его
соратники погибли. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала
крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный
оплот против народных движений.
В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она
обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет
церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской
церкви. Отныне они состояли на службе у князей и заставляли верующих молиться
о здоровье и долголетии князя — покровителя местной церкви. Победа умеренной
реформации еще более усилила княжескую власть, увеличила раздробленность
Германии и способствовала сохранению крепостничества.