Одним из крупнейших деятелей реформации был Жан Кальвин. Покинув Францию,
где протестантов жестоко преследовали, он в 1536 г. обосновался в швейцарском
городе Женеве, ставшем центром кальвинистской реформации. Кальвин учил,
что всеведущий бог еще до сотворения мира одних людей предназначил к «спасению»,
т. е. к райскому блаженству, а других к «погибели» — мукам ада. Он разъяснял:
если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему
избраннику, перед которым раскроются ворота рая. Если же человека преследует
неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели
в аду.
Таким образом, выходило, что человек достигает богатства лишь в силу
оказанной ему богом помощи. Это означало, что верующий не должен осуждать
богача, жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно
спору с самим богом. Подобное учение подавляло и сковывало протест угнетенных,
делало их смиренными и покорными.
Жан Кальвин. Гравюра XVI в.
От каждого Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась
заветом: «Молись и работай!» Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе
и развлечениях. Их зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь.
Вскоре они получили прозвище пуритан (от латинского «пурус»—чистый) — ревнителей
чистой жизни.
Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С девяти часов вечера
во всех окнах гас свет, никто не смел появляться на улицах. Если при обыске
в доме обнаруживали кусок кружев, шелковую ленту или книжку стихов, виновных
ждало наказание. Музыка и смех не нарушали мрачной тишины города, угрюмый
облик которого подчеркивали темные одноцветные одежды жителей.
Жестокая кара и даже смерть постигали тех, кто дерзал оспаривать учение
Кальвина в покорной ему Женеве. Жан Кальвин ясно понял и отразил в своем
учении стремление и интересы богачей XVI в.: купцов, банкиров, организаторов
мануфактур, которые сколачивали свои состояния, используя все средства
наживы, разрушая цехи и гильдии, разоряя тысячи мелких ремесленников и
торговцев.
Кальвин выдвигал и политические идеи. Он учил, что государи поставлены
богом над народами в наказание за людские грехи, и разъяснял, что бог может
вразумить народных представителей обойтись без монарха и, взяв власть в
свои руки, они совершат угодное богу дело. Таким образом, в XVI и XVII
вв. передовые силы формирующейся европейской буржуазии нашли в своей борьбе
против феодализма могучее идейное оружие в кальвинистской реформации. Под
ее знаменем буржуазия одержала победу в двух революциях: нидерландской
революции XVI в. и Английской буржуазной революции середины XVII в.