В XIV—XV вв. в культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии,
произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую
очередь к исследованию природы. Их работы положили начало современной науке.
Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их
мир и человека такими, какими они видели их в действительности.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах
и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом,
жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Поэтому XIV—XVI века
в истории Европы получили название эпохи Возрождения или Ренессанса.
Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля
«Афинская школа». Художник выразил здесь свое восхищение античной культурой
и ее выдающимися представителями.
В средние века религия и католическая церковь мешали развитию человеческой
мысли и культуры. Богословие, т. е. учение о боге и о том, как он создал
мир таким, каков он есть, считалось всеобъемлющей наукой. До XIV—XV вв.
собственно наука почти не развивалась. Искусство служило главным образом
нуждам церкви. Самыми красивыми и величественными зданиями были церкви
и соборы. Живописцы и скульпторы изображали Христа, святых, ангелов, чертей,
т. е. то, что на самом деле никогда не существовало. Иконописцы черпали
сюжеты обычно из библейских легенд. В угоду вере художник часто искажал
действительность. Например, на иконах, пренебрегая пропорциями лица, они
заставляли жить одни глаза, придавая им выражение одного чувства (скорби,
смирения и т. п.).
Почему же в XIV—XV вв. прежнее представление о мире перестало удовлетворять
людей? В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее
значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые
капиталистические предприятия — мануфактуры. Многие города разрастались.
Здесь получала преимущественное развитие какая-нибудь одна отрасль производства.
Фландрские города и Флоренция давали всей Европе шерстяные и тонкосуконные
ткани, Венеция — стеклянные чаши и кубки, Милан — резные панцири, Аугсбург
— бумазею, Ульм — бархат и т. д. Эти богатые города протянули свои щупальца
к отдаленным гаваням и чужеземным краям и уже не могли жить без постоянного
обмена со многими странами.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями,
деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе
их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья,
из которого делаются товары, и способы его обработки.
Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи
Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые
стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих
областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений,
книг, произведений искусства.
Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах,
в могуществе своего ума. В противовес старому, церковному взгляду на человека
как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение,
что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями,
которые в центр своего внимания ставили человека (от латинских слов «гомо»
— человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие
ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную
роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду
с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т. е. реалистическому,
изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний
мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его
происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность
человеческого лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские
художники Рафаэль (1483—1520) и Леонардо да Винчи (1452—1519) в своих мадоннах
воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства,
красоту своих вполне реальных современниц. Такие произведения перестали
быть иконами, хотя и выполнялись для церкви. Атлетические фигуры героев
Библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения
Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564), отразили могучий, закаленный в жизненных
несчастьях дух самого художника.
Купол над флорентийским собором — первый крупный памятник зодчества
Возрождения. Возведен в 1420—1436 гг. выдающимся зодчим Брунеллески.
Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания,
дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная
архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания —
красивые, светлые, просторные.
Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный
переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая
нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного
крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил
бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества».
«Только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для
позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая,
в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности.
Духовная диктатура церкви была сломлена».
Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться
повсюду в странах Европы. Представители культуры Возрождения — это великие
итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор
Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир,
испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм
Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и другие.
Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству.
Величайшие мастера этой эпохи — итальянцы Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти,
Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и целый ряд других
— создали замечательные произведения искусства.
Подробная характеристика литературы и искусства эпохи Возрождения дана
в томах 11 и 12 Детской энциклопедии.
Дубровник
В Югославии, на берегу Адриатического моря, расположен старинный
город Дубровник. Его крепостные стены и башни, великолепный княжеский дворец,
монетный двор, монастыри и соборы до сих пор напоминают о замечательных
зодчих и градостроителях, которые творили здесь несколько столетий назад.
В VII—VIII вв. это было небольшое поселение рыбаков. Но со временем
благодаря выгодному географическому положению Дубровник стал торговым посредником
между странами Средиземноморья и Востока.
В XIII—XIV вв. расцветает местное ремесло. Из стран Балканского
полуострова в Дубровник шли караваны с сельскохозяйственными продуктами,
солью, золотом, серебром, свинцом и медью. Навстречу им везли заморские
товары, ткани, оружие, восточные пряности.
Корабли дубровчан заходили в порты Италии, Южной Франции, Испании,
Византии, Сирии и Египта. В период Великих географических открытий выходцы
из Дубровника принимали участие в экспедициях в Индию и Америку.
В дни ярмарок в Дубровник съезжались купцы из многих итальянских
и славянских городов. Узкие улицы города, где обычно с трудом расходились
две модницы в широких юбках, заполняла пестрая оживленная толпа. Шла бойкая
торговля оптом и в розницу товарами на любой вкус. Большим успехом пользовались
изделия дубровницких ремесленников — ткани, посуда, стекло, ювелирные изделия.
Разбогатевший Дубровник стал опасным соперником Венеции. Формально
он признавал власть соседних государств — сначала Византии, затем Венеции
и Венгрии, а с середины XV в. платил дань Османской империи. Но фактически
Дубровник оставался самостоятельной городской республикой, в которой господствовала
местная знать.
В XIV—XVII вв. Дубровник — один из центров славянской культуры
и образованности. Современники называли его славянскими Афинами. Уже в
XIV в. здесь открывается первая школа, а позже создаются торговая и мореходная
школы. В городе возникают крупные библиотеки, появляются больница, аптека,
строится водопровод.
В середине XVI в. в Дубровнике было создано первое литературное
общество «Академия согласия». Дубровницкие ученые — философы, математики,
врачи — читали лекции даже в прославленных университетах Италии. В город
приезжали учиться дети сербских феодалов.
Дубровницкие поэты и писатели, испытав сильное влияние идей итальянского
гуманизма, вместе о тем развивали славянскую культуру, призывали к единству
южных славян. Некоторые из них получили признание и в соседних странах,
а поэт Илья Цриевич был провозглашен в Риме королем поэтов.
В конце XVII — начале XVIII в. наступил упадок Дубровника, он
оказался в стороне от мировых торговых дорог, которые теперь пролегали
по новым маршрутам.
В 1808 г., в период французской оккупации, Дубровницкая республика
погибла. Позднее Дубровник вместе с Далмацией попал под власть Австрии.
В 1918 г. вошел в состав Югославии.