В середине XI в., во время княжения Ярослава Мудрого, Киев — столица
Древнерусского государства — был одним из крупнейших городов Европы.
Город рос быстро. Еще при отце Ярослава — князе Владимире маленькая
крепость на холме над Днепром превратилась в большое укрепленное поселение
с кварталами ремесленников, домами знати, торговой площадью и храмами.
Городу постоянно угрожали печенеги, кочевавшие со своими стадами на расстоянии
одного дня конного пути от Киева. Поэтому город защищали валы, рвы, стены,
башни. Но со временем дома горожан уже не могли помещаться в старых стенах
и их стали строить «вне града».
Вот что рассказывает русский летописец о древнем Киеве: «В лето 6545
(6545 г. соответствует 1037 г. нашего летосчисления) заложил Ярослав большой
город, у которого Золотые ворота; заложил и церковь св. Софии, митрополию
(митрополия — местопребывание митрополита, главы русской церкви), а после
этого церковь на Золотых воротах... Ярослав собрал многих книгописцев,
которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они много
книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением...» По выражению
другого писателя-современника, Ярослав «Киев величием, как венцом, окружил».
Киев XI в. был хорошо известен-далеко за пределами Древней Руси. С соседними
и дальними заморскими странами он поддерживал торговые и культурные связи,
заключал политические союзы, часто сопровождавшиеся в то время браками
между членами семей киевских князей и европейских монархов. Князь Ярослав
был женат на дочери шведского короля, одна его сестра была замужем за польским
королем, другая — за венгерским герцогом. Сыновья Ярослава также были женаты
на польской, германской, византийской княжнах и царевнах, а дочери были
замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии. Европейские историки того
времени писали о Киеве как о крупнейшем городе Европы, соперничавшим с
Константинополем.
Подъезжая к Киеву, путешественник видел на высоком обрывистом берегу
Днепра прекрасную крепость, защищенную высокими валами. Эти валы были замечательными
для того времени сооружениями. Прежде чем насыпать вал, строители складывали
по линии будущих укреплений высокую бревенчатую стену в виде дубовых срубов,
а затем засыпали ее землей снаружи и внутри, чтобы защитить от огня.
Шлем князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского). Найден
в 1808 г. на месте Липецкой битвы 1216 г. между суздальцами и новгородцами.
Наверху, на 12-метровой высоте, вновь ставили бревенчатую стену. В город
можно было войти только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые.
Главные из них — Золотые. На этих воротах построили церковь, которая служила
и хорошим наблюдательным пунктом. От Золотых ворот в наше время остались
лишь развалины двух каменных стен.
Нити государственного управления Древней Руси сходились во дворе киевского
князя. Высокий двухэтажный дворец его на каменном фундаменте находился
в самой укрепленной части столицы, за рвом и стенами внутреннего города.
Софийский собор в Киеве. Первоначальный вид. Реконструкция.
И в старом и в новом городе высились просторные палаты бояр. На первых
русских монетах, чеканенных в Киеве, можно прочитать надпись: «Володимер
на столе, а се его сребро», т. е. «Владимир на престоле, а это его монета».
Столом в Древней Руси называлось место, где восседал князь во время
торжественных совещаний и приемов; отсюда названия «стольный город», «столица».
Большинство населения составляли ремесленники. На территории древнего
Киева археологи находят серпы, дверные замки и кожаную обувь, украшения,
стеклянные кубки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников,
гончаров, резчиков по кости," ткачей, сапожников, художников, ювелиров,
книжных писцов. Киевские ремесленники были искусными мастерами.
В отличие от княжеских и боярских хором дома ремесленников были построены
прямо на земле и даже углублены в нее. Чтобы войти в дом со двора, нужно
было спуститься на несколько ступенек. Деревянные стены домов обмазывали
глиной, может быть белили. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской.
Орудия труда были для ремесленника самой большой ценностью. В случае
опасности он стремился сохранить их прежде всего. Когда в XIII в. татарские
войска вторглись в Киев, мастер Максим унес с собой в последнее укрепление
— каменную церковь — свои литейные формы.
Ученые нашли их там при раскопках и прочитали сделанную на камне надпись:
«Макосимов». Так нам стало известно имя этого древнерусского мастера.
Приход Владимира Мономаха на княжение в Киев в 1113 г. Миниатюра
из летописи.
Ремесленники жили и на Подоле, в нижней части Киева, у Днепра, вне укреплений.
Здесь были кварталы гончаров, кожевников и других ремесленников, а также
пристань, рынки и церкви. В центре нового большого города князь Ярослав
заложил в 1037 г. Софийский собор (он сохранился до нашего времени). Это
огромное, светлое, устремленное вверх тринадцатью куполами здание определяло
вид города.
Софийский собор вместе с дворцом митрополита и другими постройками был
обнесен крепкой каменной стеной. Это было местопребывание главы русской
церкви — киевского митрополита. Наряду с княжеским дворцом Софийский собор
был еще и крупнейшей киевской библиотекой, там хранились написанные переписчиками
на пергамене русские и греческие книги. При соборе во время княжения Ярослава
была создана и русская летопись (см. ст. «Летописцы Древней Руси»).
Стены центральной части храма покрывали огромные, красочные, сверкающие
золотом и в то же время строгие изображения святых. На задней стене храма
рядом со святыми были изображены князь Ярослав и его семья. А еще выше,
на специально построенной площадке (хорах), во время богослужения можно
было видеть и самого князя с придворной знатью. «Князя бойся всею силою
своей, — слышался голос проповедника, — научишься тогда и бога бояться,
потому что пренебрежение властями — это пренебрежение и самим богом».
Киевский Софийский собор. Внутренний вид.
И убранство собора, и слова священника внушали простым людям мысль,
что князь — наместник бога на земле, а бесправное положение народа освящено
церковью и незыблемо.
Но народ не хотел мириться со своей долей. Внутри хорошо укрепленного
города не утихала классовая борьба, и достаточно было искры, чтобы вспыхнуло
восстание. Вот что рассказывает «Повесть временных лет» о восстании 1068
г.
Во второй половине XI в. Киеву и всей Южной Руси стал угрожать новый
враг — кочевники-половцы. В сражении с ними в 1068 г. русские войска, возглавляемые
князьями — сыновьями Ярослава, потерпели поражение. Дорога на Русь была
открыта.
Вернувшись с поля битвы в Киев, «люди киевские» собрались на торговой
площади Подола и «створили вече», т. е. собрались на совет, чтобы решить,
как действовать дальше. Было решено защищать город и выйти на новое сражение
с половцами. Посланные с веча к князю сказали ему: «Смотри, князь, половцы
уже разошлись по Русской земле.
Мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского, олицетворявшего
воина — защитника родной земли. Из Михайловского собора в Киеве. XII в.
Дай нам оружие и коней, мы еще пойдем в бой с ними!» По князь Изяслав
Ярославич отказался дать оружие горожанам. Это вызвало открытое выступление
киевлян против князя и бояр. Толпа горожан с вечевой площади поднялась
на гору, в укрепленный город, и разграбила двор воеводы Коснячка, — вероятно,
главного виновника поражения. А затем горожане пошли через мост во внутренний
город к княжескому дворцу, чтобы расправиться с князем. Изяслав вместе
со своим братом Всеволодом бежал из Киева за границу.
Ученые, кропотливо изучая многие письменные памятники, дополнили этот
рассказ летописи другими сведениями. Восстание киевских ремесленников,
оказывается, сопровождалось выступлением холопов и пригородных крестьян;
епископ Стефан был убит своими холопами, а на пригородный Печерский монастырь
было совершено нападение с целью захвата монастырских богатств, спрятанных
в церкви.
Светские и церковные феодалы были напуганы событиями 1068 г. Князьям
нескольких русских княжеств вместе с их боярами пришлось специально собраться,
чтобы выработать устав, в котором устанавливались особенно большие штрафы
за убийство княжеских чиновников и повреждение княжеского имущества.
Позднее эти постановления были включены в кодекс законов Древнерусского
государства — краткую «Русскую правду» (см. ст. «О чем рассказывает «Русская
правда»). XI и первая половина XII в. — период наибольшего расцвета Киева
как столицы всего Древнерусско-
го государства. Но постепенно выросли и обособились другие феодальные
центры: Новгород, Чернигов, Суздаль и др. Значение Киева упало, и к концу
XII в. он превратился в столицу одного только Киевского княжества. Во время
татарского нашествия 1240 г. было уничтожено все население города, его
укрепления, мастерские, большая часть каменных зданий. Киев лишился своего
значения. Лишь постепенно, в течение веков, Киев вновь стал крупнейшим
городом страны.
Кирилл и Мефодий — просветители славянства
С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и редко задумываемся
над тем, как изумительно точно он приспособлен к нашему языку. Вот, например,
звук «ш». Немец, чтобы передать его, пишет три буквы, а поляк, англичанин,
француз — две. Нам же достаточно написать только одну букву — «ш».
Создание нашего алфавита связано с именами двух замечательных
людей — братьев Константина (став под конец жизни монахом, он принял имя
Кирилл) и Мефодия, уроженцев города Салоники в Македонии. Здесь издавна
жили греки и славяне.
Неизвестно точно, кем были братья по происхождению — славянами
или греками. Но для всех жителей Салоник славянский язык был таким же родным,
как и греческий.
В IX в. германские феодалы вели наступление на земли западных
славян — на Великоморавское государство. Жителей пытались подчинить влиянию
чуждой культуры, германизировать. В церквах запрещалось вести богослужение
на понятном народу славянском языке. Немецкие епископы жестоко расправлялись
со смельчаками, которые решались нарушить запрет. Славянское богослужение
было средством национальной борьбы. В эту борьбу и вступили Кирилл и Мефодий.
Сначала у себя на родине, а затем в Моравии Кирилл и Мефодий переводили
на славянский язык книги, открывали училища для славян.
Венцом их деятельности было создание алфавита. Особенно много
сделал для этого Кирилл. До Кирилла и Мефодия у славян уже были зачатки
письменности. Так, живший немного позже Кирилла «черноризец» (т. е. монах)
Храбр писал, что славяне использовали для счета и гадания черточки и зарубки.
Применялись и греческие буквы, но они плохо подходили к звукам славянской
речи.
Известны две формы славянского алфавита — кириллица (она названа
так по имени Кирилла) и глаголица. Последняя употреблялась на Руси сравнительно
мало, в основном в IX — XI вв., а в более позднее время — у чехов и хорватов.
До сих пор идет спор, какой из двух алфавитов древнее, какой создан Кириллом
и Мефодием. Но при всей разнице в начертании и кириллица и глаголица —
это алфавит с одним и тем же составом букв. Независимо от того, глаголицу
или кириллицу составили Кирилл и Мефодий, их заслуга как великих просветителей
неизмерима.
Уже в X в. новая славянская азбука проникает на Русь из Болгарии.
Зарождается древнерусская литература. Ей служит алфавит Кирилла и Мефодия.
Древний кирилловский шрифт был труден для быстрого чтения: у букв
были очень сложные начертания, применялось много сокращений, вместо некоторых
букв над строкой ставили специальный знак — титло. При Петре I был выработан
новый, так называемый гражданский, шрифт с более простым рисунком букв,
более ясный и разборчивый. Этим шрифтом мы пользуемся и сегодня. Созданный
на основе алфавита Кирилла и Мефодия шрифт используют болгары и сербы и
многие неславянские народы нашей страны: якуты и азербайджанцы, узбеки
и марийцы, казахи и удмурты, абхазцы и осетины... Всех не перечислишь!
...Ежегодно 24 мая в Болгарии торжественно отмечается национальный
праздник — День Кирилла и Мефодия, День славянской письменности. Это и
наш праздник.