Когда-то у берегов озера Ильмень жили ильменские славяне. Они и построили
Великий Новгород. Летопись впервые упоминает о Новгороде под 859 годом.
Место для города было выбрано на редкость удачно — на берегах реки Волхова,
поблизости от того места, где она вытекает из озера Ильмень. Величественно
несет свои воды Волхов в Ладожское озеро. Из озера по Волхову и Неве можно
добраться до Балтийского моря. Большими и малыми реками Ильмень связан
с Днепром и Волгой. По Днепру шел старинный путь «из варяг в греки» — из
Скандинавии в Грецию. По Волге достигали Каспийского моря и оттуда древнего
Хорезма и Средней Азии.
Удобные водные пути способствовали развитию широких торговых связей
Новгорода. Плавание по рекам было тогда трудным и опасным, к тому же приходилось
преодолевать и сухопутные участки — волоки, соединявшие различные речные
системы. Но новгородские купцы и воины не страшились далеких путешествий.
Новгород быстро рос и уже к концу X в. сделался большим богатым торговым
городом, столицей обширного государства — «Господина Великого Новгорода».
Ему подчинялся почти весь русский Север — от Финского залива до берегов
Северного Ледовитого океана и горных хребтов Урала.
Оживленная торговля с другими странами приносила Новгороду большие богатства.
Меха и кожи, воск и мед, лен, сало, моржовые клыки — «рыбий зуб», хорошо
известный нам по русским былинам, вывозились в Западную Европу. Оттуда
везли в Новгород серебро и медь, оружие, металлические изделия, ткани.
Северные немецкие города, объединившиеся в Ганзейский союз, особенно оживленно
торговали с новгородцами. Им принадлежал в Новгороде Немецкий двор с домами
для купцов, с амбарами и даже с католической церковью.
Богатое и деятельное население Новгорода не хотело беспрекословно подчиняться
князьям, как это было в других городах тогдашней Руси. И новгородцы постепенно
ограничивали княжескую власть, самостоятельно изгоняя и приглашая к себе
князей. Позже, в XIV — XV столетиях, в связи с усилением Москвы новгородским
князем обычно считался московский великий князь, который присылал в Новгород
своего наместника.
Распорядителем судеб «Господина Великого Новгорода», как называли свое
государство новгородцы, считалось вече — собрание свободных жителей Новгорода:
бояр, купцов и «черных людей», т, е. ремесленников и мелких торговцев.
Обычно вече собиралось на Ярославском дворище — обширном дворе, где находилась
государственная канцелярия Новгорода и где висел «вечный» (вечевой) колокол,
звоном которого созывали народ.
Вече избирало из числа богатых бояр правителей города: посадника, который
ведал всеми делами Новгородской земли, и тысяцкого — начальника новгородского
войска. Вече выносило решения о войне и мире, о приглашении князя, затратах
на укрепление города и т. д. Но вече собиралось сравнительно редко и только
в исключительных случаях. Обычно делами ведали посадник и тысяцкий вместе
с другими боярами и новгородским архиепископом.
Боярам принадлежали обширные земли в новгородских владениях. Боярский
дом с усадьбой был окружен рвами и валами, на которых стояли деревянные
стены — срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени,
когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе
вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.
Богатые и сильные бояре были фактическими хозяевами в Новгороде и правили
им по своему усмотрению. Боярский произвол порой вызывал волнения в городе,
населенном в большинстве ремесленниками: каменщиками, гончарами, сапожниками,
оружейниками и др. Ремесленники составляли ту военную силу, которая защищала
Новгород от врагов. С ними надо было считаться. Нередко Новгород становился
ареной борьбы «черных людей» с боярами.
Новгород. Вид на Софийскую сторону.
Большое восстание городского населения против бояр произошло в 1418
г. Вот как рассказывает о нем летопись. Во время вечевого собрания простой
человек Степанко схватил боярина Данила Ивановича Божина и закричал, обращаясь
к народу: «Помогите мне на этого злодея». Люди набросились на боярина,
избили его до полусмерти и сбросили с волховского моста в реку. На счастье
Божина, его подобрал в свой челн рыбник (рыбак). Это вызвало новый приступ
ярости народа, уже против рыбника, дом которого был разграблен. Боярин
спасся и тотчас же начал мстить: поймал Степанко и начал его мучить. Весть
об этом дошла до народа. Созвонив вече на Ярославском дворище, собравшиеся
со знаменем, в воинских, доспехах пошли освобождать Степанко. Люди разорили
двор боярина Божина, досталось и другим боярским домам и житницам. Новгородцы
вступили в междоусобную битву, и только вмешательство архиепископа прекратило
побоище.
Столпник. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине. XIV в.
Вражда «больших» и «меньших» — бояр и простого люда — усиливалась по
мере того, как росло богатство бояр, стремившихся подчинить своей власти
«черных людей». Внутренняя борьба ослабляла Новгород. Простые новгородцы
не хотели защищать город, где властвовали бояре. А между тем московские
великие князья, стремившиеся объединить все русские земли под своей властью,
стали в XV в. особенно настойчиво добиваться подчинения себе Великого Новгорода.
Первый лист Остромирова Евангелия, переписанного в 1066—1057 гг.
по заказу новгородского посадника Остромйра. Древнейший памятник русской
письменности.
Великий князь Иван III дважды ходил на Новгород с войском — в 1471 и
1478 гг. В первый раз он заставил Новгород признать свою власть, во второй
— полностью лишил его прежней независимости. Символ свободы Новгорода —
вечевой колокол — отвезли в Москву и повесили на колокольню в Кремле. Конечно,
не внутренняя борьба была главной причиной падения самостоятельности Новгорода.
Он не мог оставаться обособленным в то время, когда происходило объединение
всего русского народа в одно государство.
Миниатюры из лицевого летописного свода, созданного при Иване IV.
В Новгороде звонят в вечевой колокол, созывая вече. Народное восстание
в Новгороде. Вечевой колокол увозят в Москву.
Но и после этого Новгород еще долго был одним из богатейших русских
городов, и новгородцы сохраняли свое свободомыслие. В 1611 г. он героически
сопротивлялся шведским интервентам. В 1650 г. новгородцы вместе с псковичами
восстали против царского правительства (см. ст. «Московское восстание 1648
г.»). Позже Новгород сделался тихим провинциальным городом со множеством
памятников старины. Познакомившись вкратце с историей древнего города,
совершим мысленно экскурсию по Новгороду наших дней.
Город расположен на обоих берегах широкого полноводного Волхова. Западная
часть города издавна носит название Софийской стороны, восточная — Торговой.
В давние времена обе стороны соединял Великий мост, поставленный на деревянных
устоях — городнях. Бывало, что Волхов, разливаясь, уносил городни и разрушал
мост.
На Софийской стороне стоит Кремль с древним собором св. Софии, воздвигнутым
в середине XI в. Кремль окружен величественной стеной с башнями, построенной
в XV в., при Иване III, уже после того, как Новгород потерял независимость.
Во время Великой Отечественной войны фашистские полчища разрушили прекрасные
памятники новгородской старины, повредили они и собор. Сейчас его реставрировали.
Сурово выглядят гладкие стены собора, увенчанные пятью куполами, напоминающими
тяжелые шлемы воинов. Сбоку возвышается еще купол старой башни-пристройки.
К Софийскому собору примыкают старинные постройки бывшего «владычного»
дома — дворца новгородского архиепископа. Среди них выделяется Грановитая
палата, построенная в XV в.
Теперь в Грановитой палате хранятся замечательные предметы новгородской
древности. Тут серебряные сосуды XI — XV вв. с именами изготовивших их
мастеров, кресты, иконы и даже древнейшие русские грамоты на пергамене.
Кремль окружен старинным рвом, теперь вновь наполненным водой, и большим
городским садом. Остальная часть. Софийской стороны была выжжена и уничтожена
гитлеровцами. После войны на этом месте вырос новый город с красивыми домами,
среди которых возвышаются старинные церкви, тщательно охраняемые государством
как памятники архитектуры.
Новый широкий мост ведет нас на Торговую сторону. Центр ее — Ярославово
дворище, где когда-то стоял двор князя Ярослава Мудрого. Небольшую площадь
тесно окружают древние церкви. Одну из них, церковь Параскевы Пятницы,
в XII столетии построили новгородские «заморские» купцы, торговавшие за
морем — в Германии и Швеции. На Торговой стороне много и других памятников
старины, например церковь Ивана Предтечи на Опоках XII в. Церковь построили
купцы, торговавшие воском и называвшие свое объединение по ее имени Иванским
стом (сотней).
Росписи в новгородских церквах — это сокровища русского искусства. Здесь
работал знаменитый художник XIV в. Феофан Грек. Роспись, сделанная им в
церкви Спаса на Ильине, существует и сейчас. До нас дошли росписи и некоторых
других художников. В Новгороде сохранились выдающиеся памятники древней
письменности: новгородские летописи, «Русская правда», различные сказания
Древней Руси. В Новгородской земле, избежавшей татарского завоевания, лучше,
чем в других местах, сохранились письменные памятники. Берестяные грамоты,
найденные в Новгороде, свидетельствуют о широком распространении грамотности
среди новгородцев. Велико значение Новгорода в истории мировой культуры,
а в истории русской культуры он занимает исключительное место. Замечательное
прошлое дает ему право на прозвище «Великий», которое он носил уже на заре
своего существования.