Это было больше восьмисот лет назад. В 1147 г. суздальский князь Юрий
Владимирович, по прозвищу Долгорукий, звал к себе на пир родственника и
союзника — черниговского князя Святослава Ольговича. Как рассказывает летопись,
Юрий Долгорукий написал Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москову».
Святослав Ольгович вместе с двумя сыновьями и дружиной приехал вечером
4 апреля, а назавтра Юрий устроил в его честь «обед силен». Так впервые
на страницы летописи проникло это известное сегодня всему миру слово —
Москва. Итак, в 1147 г. Москва уже существовала.
Вдумаемся в летописное известие. Встреча состоялась 4 апреля — в это
время в Средней России днем прохладно, а по ночам холодно. Приглашая в
Москву почетных гостей, нужно было устроить на ночлег и князя Святослава
с двумя сыновьями, и их многочисленную дружину; нужен был ночлег и хозяевам
— князю и его дружинникам. Значит, в Москве уже тогда стояли какие-то княжеские
хоромы. А для торжественного обеда нашлись на месте обильные запасы продовольствия
и напитков. Выходит, что Москва была в это время значительным населенным
пунктом, владением суздальского князя Юрия Долгорукого. Так скупые строки
летописи рассказали о многом.
Но как узнать, что было на этом месте до 1147 г., во времена, от которых
не осталось никаких письменных сообщений? Здесь на помощь приходит археология.
Более ста лет назад в разных частях Москвы при строительных работах были
найдены две арабские монеты IX в. Значит, еще за двести лет до первого
упоминания о Москве здесь жили люди. В советское время археологи сделали
очень много для изучения далекого прошлого Москвы. Очень трудно вести раскопки
в большом современном городе. Но археологи используют каждую возможность.
Строится метро — и археологи уже в шахте Метростроя. Роют фундамент для
нового дома — и снова археолог на страже. Если появятся интересные находки,
то работы приостановят, мощные экскаваторы строителей на время уступят
место лопатам, а потом и кистям и ножам археологов.
Когда в Зарядье, на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля, сносили
старые дома, археологи нашли под ними в почве обломки глиняной посуды и
браслеты, перстни и бусы и даже целую мастерскую кожевника. Самый нижний
слой, где были сделаны находки, относится, как установили археологи, к
концу XI в. Пришли и новые открытия. Вот епископская печать рубежа XI —
XII вв., остатки укреплений в Кремле — так строили еще в X — XI вв., а
к XII в. стали переходить на новую систему крепостных стен. А под зданием
построенного в XVII в. в Кремле Патриаршего дворца нашли остатки деревянного
сруба из небольших бревен. Он тоже старше XII в.! Итак, ясно, что и до
1147 г. люди жили в Москве, и не только на Кремлевском холме, а и за пределами
крепости, на посаде.
Вторая дата в письменной истории города — 1156 г. В этом году, как писал
летописец, Юрий Долгорукий «заложил град Москву». Градом или городом называли
крепость. Итак, в 1156 г. Юрий Долгорукий построил здесь небольшую деревянную
крепость — Кремль. Он занимал только малую часть современного Кремля на
высоком мысе у впадения реки Неглинной в Москву-реку.
В современной Москве есть только улица Неглинная, реку же Неглинную
в 1819 г. заключили в подземную трубу, и с тех пор она течет под Трубной
площадью, улицей Неглинной, Александровским садом и впадает в Москву-реку
возле нынешнего Большого Каменного моста. Если встать на мост, можно увидеть
отверстие в набережной, через которое Неглинная впадает в Москву-реку.
Река Неглинная была серьезной водной преградой. Один берег топкий, болотистый,
другой высокий... Попробуй подступись.
Перенесемся в XII в., поднимемся на Кремлевский холм. Отсюда хорошо
видны голубые лесные дали. Сливаются верхушки высоких сосен густого бора.
Среди леса поблескивают речки, речушки и ручейки (все они, как и Неглинная,
сейчас текут под мостовыми города). По берегам рек стоят села. Здесь живут
славяне-вятичи. Множество их курганов рассыпано по Подмосковью.
В Кремле стоят хоромы. Здесь живет наместник князя и сам князь, когда
приезжает. С конца XII в. в Москве уже появляются и свои самостоятельные
князья. На реке стоят корабли и московских купцов, и приехавших с товарами
из других городов. В самом Кремле и за его стенами, внизу, на «подоле»,
разбросаны избы горожан — посад.
Горожане — это ремесленники. Они строят дома, куют сабли и доспехи,
шьют одежду и тачают сапоги, делают из глины разнообразные кувшины — такие,
что в печь можно поставить, и такие, с которыми ходят к колодцу по воду.
У каждого есть свой огород, у многих — коровы, свиньи и козы. Кое-кто из
горожан сеет и хлеб. Но не эти занятия для них главные, они не земледельцы.
Почему мы с такой уверенностью это утверждаем? Ведь ни в одной летописи
этого не прочтешь. Но если археологи в слоях древних времен находят то
инструменты сапожника, то мастерскую кожевника, то многочисленные изделия
гончаров, остатки печей для плавки металла, а серпы и косы встречаются
только изредка, то вывод напрашивается сам собой: не земледелие, а ремесло
было главным источником существования жителей древней Москвы.
Москвичи пользовались и привозными товарами. Вот найденные при раскопках
маленькие пряслица — грузики для веретен. Они изготовлены из красивого
розового шифера. Такие пряслица на Руси делали только в Овруче на Волыни.
Далекий путь они проделали, чтобы попасть в среднерусские леса. Вот амфоры
— вместительные глиняные сосуды — из греческих колоний Причэрноморья. Вот
печать-пломба одного из немецких епископов... Оживленными были торговые
связи древней Москвы. С первых десятилетий, еще не став градом (крепостью),
Москва была уже торговым промышленным городом, и основали его простые,
трудовые люди.
Наступил страшный для Руси 1237 год. Из далеких восточных степей хлынули
на Русскую землю полчища монголо-татарского хана Батыя. Разорена до основания
Рязань, нависла угроза над стольным городом Владимиром, конница Батыя оказалась
под стенами Москвы. «Взяли Москву татаре... а людей всех убили от старца
до самого маленького ребенка, а град и церкви предали огню, и все монастыри
и села сожгли и, взяв много богатств, ушли» — так описано в летописи взятие
Москвы Батыем. Конечно, не мог деревянный Кремль устоять
Кремль времен Ивана Калиты. За дубовыми стенами видны городские строения.
Среди них первые каменные церкви. Художник А. В. Васнецов.
Голое пепелище осталось от многолюдного города после ухода завоевателей.
С трудом залечивала Русская земля свои раны после кровавого нашествия.
Некоторым городам не удалось подняться из пепла. Но Москву ждала иная судьба.
Снова сюда пришли люди, застучали топоры плотников, и встали избы горожан.
Редко в эти места из Золотой Орды доходили татарские ханы, а с запада
враждебные дружины воинственных литовских князей. Здесь было спокойнее,
и поэтому с запада и востока, из пограничных княжеств, стекались в Москву
люди. Здесь смешивались разные русские племена и рождалась русская народность.
Расположенная на удобных торговых путях, Москва богатела, Московское
княжество становилось все больше и могущественнее. Начинался процесс объединения
всех русских земель вокруг Москвы в единое государство.
Меньше ста лет прошло после нашествия Батыя, а московский князь уже
глава всех русских князей, великий князь владимирский и московский. В 1339
г. при князе Иване Калите строится дубовый Кремль из мощных бревен (70
см в диаметре) и ряд каменных соборов. Вскоре страшный пожар уничтожил
дубовый Кремль. Вместо него тут же начали строить еще более обширный —
каменный.
Строительство белокаменного Кремля. Начато в 1367 г., при Дмитрии
Донском. Миниатюра из летописного свода XVI в.
В 1365 г. зимой начали заготавливать белый камень — известняк в каменоломнях
к юго-востоку от Москвы, при впадении Пахры в Москву-реку. По санному пути
возили камень, с весны приступили к строительству. Известный советский
археолог профессор Николай Николаевич Воронин подсчитал: чтобы заготовить
материал для возведения стен белокаменного Кремля, в каменоломнях ежедневно
в течение пяти месяцев должно было работать около 350 человек и около 4500
подвод должны были перевозить камень.
Московский Кремль, построенный в 1367 г. при князе Дмитрии Ивановиче,
занимал почти всю территорию современного Кремля. Он был первой каменной
крепостью, построенной на Руси после нашествия Батыя. Москва единственная
(если не считать далекого и несколько обособленного Новгорода) среди русских
городов стала белокаменной.
Разрастался и московский посад, росли торговые связи города. От Кремля
расходились дороги на Смоленск, Тверь, Владимир, Серпухов, Калугу, в Орду.
Вдоль дорог строились слободы. Так появились улицы Тверская, Калужская
и др. Некоторые московские улицы и площади, как, например, Смоленская площадь,
улица Ордынка, до сих пор сохранили названия того времени.
Москва становилась крупнейшим центром русских земель. Вокруг Москвы
объединялись силы русского народа для борьбы с ненавистным игом золото-ордынских
ханов.