О жизни Мелье мало что известно. Родился он в 1664 г. По окончании духовной
семинарии он получил место деревенского священника и почти безвыездно жил
в деревне до конца своих дней (1729). Мелье вопреки своим убеждениям выполнял
обязанности сельского кюре. В тайне он писал книгу, в которой высказал
свои подлинные убеждения. Этой книгой было знаменитое «Завещание».
Во вступлении к «Завещанию» Мелье писал, что священником он стал не
по своей воле. Он говорил об угрызениях совести, которые испытывал, проповедуя
религиозную ложь. Много раз хотел он публично покаяться перед прихожанами,
но страх удерживал его. Только на закате жизни Мелье почувствовал в себе
силы открыто высказать людям давно осознанную им правду о религии, о государстве,
об общественном строе. Предполагают, что Мелье покончил с собой, не желая
больше обманывать людей.
Рукопись «Завещания» была найдена после смерти Мелье среди его бумаг.
Вскоре стали распространяться ее копии. Одна из них попала в руки Вольтера,
который вел ожесточенную борьбу с католической церковью. В лице Мелье Вольтер
нашел союзника. Но, устрашенный революционными и коммунистическими взглядами
Мелье, Вольтер в 1761 г. решил напечатать лишь выдержки из «Завещания».
«Кажется, «Завещание» Жана Мелье, — писал Вольтер, — производит очень
сильное действие. Оно убеждает всех, кто прочитал его. Этот человек рассуждает
и доказывает, при этом он говорит перед лицом смерти, в момент, когда и
лжецы говорят правду, — и это самый сильный из всех аргументов. Жан Мелье
должен убедить весь мир». В письме к Дамилавиллю Вольтер писал чуть позже:
«Я думаю, ничто никогда не произведет более сильного впечатления, чем книга
Мелье. Подумайте: какое огромное значение имеют слова умирающего, к тому
же священника и честного человека». Только в 1864 г., спустя более чем
100 лет после смерти Мелье, «Завещание» было опубликовано полностью.
О чем же писал Мелье в своем «Завещании»? В какой обстановке сложились
его взгляды? Начало XVIII в. — один из самых тяжелых периодов в жизни французского
крестьянства. Правительство Людовика XIV высасывало из деревни все, что
в ней оставалось после удовлетворения требований светских и духовных феодалов
(см. ст. «Король-солнце» и народ Франции»). В деревне нарастали стихийные
революционные настроения. Подавляемые в одних местах, крестьянские восстания
вспыхивали в других. Страницы книги Мелье пропитаны ненавистью к угнетателям.
Все люди равны по природе, утверждает Мелье. Все имеют равное право
жить, пользоваться своей свободой и земными благами. Мелье критикует феодальные
порядки во французской деревне.
Зло, по его мнению, состоит в том, что за счет народа живет множество
тунеядцев — дворяне и духовенство. В своем «Завещании» Мелье писал: «Крестьяне
всецело являются рабами тех сильных и знатных мира сего, земли которых
они обрабатывают или арендуют». Повседневно, говорит он, видим мы притеснения,
насилия, несправедливости. Дворяне беспощадно терзают простой народ. Они
требуют в свою пользу разные взносы, требуют, чтобы им отрабатывали барщину,
требуют для себя услуг, которых, собственно, никто не обязан им оказывать.
Самый мелкий дворянчик, самый маленький помещик норовит держать народ в
страхе и повиновении, предъявляет всякие несправедливые требования, он
обуза для народа, он забирает все, где что можно, смотрит, как бы что урвать
то у одних, то у других. Мелье беспощадно критикует абсолютизм — неограниченную
королевскую власть. Все властители, все короли и князья — тираны. Такова
основная мысль Мелье. Все зло единовластия можно видеть на примере Франции.
Французские короли считают, что им принадлежит неограниченная власть над
жизнью и имуществом подданных. И они не жалеют ни этой жизни, ни этого
имущества. Если народ не в состоянии платить налоги, в деревни посылают
солдат. Люди напрасно ссылаются на бедность — жалоб не выслушивают. Бедные
отдают королю свои последние гроши.
Угнетение крестьян привилегированными сословиями — духовенством и
дворянством. Французская карикатура XVIII в.
Не народы созданы для правителей, а правители для народов, утверждает
Мелье. Он резко протестует против угнетения человека человеком.
Одни утопают в роскоши, тогда как другие умирают от голода; одни ничего
не делают, а другие изнемогают от труда, не имея отдыха ни днем, ни ночью.
Частная собственность — источник неисчислимых зол и страданий.
«О, дорогие друзья, — говорит Мелье, — если бы вы знали, какой лжи вас
учат под видом религии!» Священники, спасая будто бы людей от воображаемого
ада, в действительности обрекают их на ежедневные муки, на непротивление
угнетателям. Но хуже всего — повеление любить своих врагов и делать им
добро. Это правило, противоречащее здравому смыслу и справедливости, только
на пользу злым и содействует угнетению бедных. Лишь освободившись от церкви
и религии, угнетенные поймут, что они имеют право бороться за свое земное
счастье. А без борьбы народ не может восстановить справедливость...
«Объединяйтесь же, народы! — восклицает Мелье. — ...Вас губит то, что
вы сражаетесь друг против друга вместо того, чтобы сражаться в одних рядах
за общее дело... Стоит вам захотеть, и тирания падет...».
Мелье рисует картину «справедливого и разумного» общества, в котором
уничтожена частная собственность. В этом обществе, говорит он, люди будут
«владеть благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться
ими также сообща и равномерно». Все люди будут обязаны трудиться.
Конечно, многие представления Мелье о «разумном и справедливом» утопически
наивны. Мелье жил задолго до того, как созрели условия для коммунистического
общества. Но этот деревенский священник — несомненный предшественник коммунистов-утопистов
времен французской буржуазной революции, Бабёфа и его соратников (см. ст.
«Вабёф и движение «Во имя равенства»). Идеи Мелье были восприняты французскими
просветителями. Они сыграли важную роль в идеологической подготовке Великой
французской революции.
Жан Мелье вошел в историю как один из первых славных провозвестников
революционного учения коммунизма.