Жан Жак Руссо, великий французский просветитель, страстный борец против
феодального строя, писал: «Природа не создает ни принцев, ни богачей, ни
вельмож»; он утверждал, что королевский сан нередко достается злодею, трусу
или безумцу, что «горсть могущественных и богатых находится на верху величия
и счастья, тогда как народные массы пресмыкаются в невежестве и нищете».
Горькое сожаление вызывал в нем «вид покинутых деревень, невозделанных
полей и больших дорог, наводненных несчастными гражданами, превратившимися
в нищих или воров». Руссо понимал, как несправедлив и неблагополучен окружавший
его мир. И пророчески звучал его голос: «Мы приближаемся к решительному
перелому, подходим к веку революций».
Руссо родился в 1712 г. в Женеве. Он был сыном бедного ремесленника-часовщика
и, проучившись два года в школе местного пастора, начал трудовую жизнь:
был писцом у нотариуса, учеником у гравера, а в шестнадцать лет ушел из
Женевы и отправился бродить в поисках лучшей доли по дорогам Швейцарии
и Франции. Ему довелось служить лакеем, садовником, секретарем, репетитором,
учителем музыки. Не получив никакого систематического образования, Руссо
упорно занимался самообразованием; он увлекался музыкой, изучал труды по
ботанике, философии и истории. В 1741 г. он приехал в Париж и выступил
сначала как композитор и драматург. И позднее, достигнув всеевропейской
славы как политический мыслитель и писатель, Руссо писал статьи о музыке
и добывал средства к жизни, занимаясь перепиской нот.
В 1750 г. академия французского города Дижона предложила тему для конкурсного
сочинения «Способствовало ли развитие наук и искусств улучшению нравов?».
Руссо в своем сочинении дал неожиданный ответ на этот вопрос: развитие
наук и искусств привело не к улучшению, а к ухудшению нравов. Конечно,
Руссо не был врагом культуры вообще, он нападал на культуру феодального
общества, считая безнравственным и вредным искусство, чуждое интересам
народа и освящающее общественное неравенство. Науки и искусства, писал
Руссо, «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей, приучающие
их любить свое рабство». Позднее герой романа Руссо «Новая Элоиза» так
отзывался о французском театре: «Можно подумать, что Франция населена только
графами и кавалерами, и чем более народ разорен и гол, тем более блистательна
и роскошна картина народной жизни, показанная на французской сцене».
В неравенстве людей видел Руссо причину всех бед человеческого общества.
Этой теме было посвящено его второе сочинение — «Рассуждение о происхождении
и основах неравенства между людьми». Руссо так изложил историю человечества:
некогда, в первобытном естественном состоянии, люди были равны и свободны.
Пропитание давала им природа, и они не знали других забот. Но постепенно
совершенствовались способы и орудия добывания пищи, люди от собирания съедобных
трав перешли к выращиванию хлеба, стало возможным делать запасы, а запас
каждый делал только для себя. И вот однажды какой-то человек, огородив
участок земли, заявил: «Это мое», — и появилась собственность, которая
стала причиной преступлений, войн, убийств и других бедствий.
Эти мысли Руссо были смелыми и новыми, ведь считалось, что частная собственность
и разделение на бедных и богатых существовали всегда, что так был сотворен
мир. А Руссо показал, что собственность — историческое явление, возникшее
в силу известных причин и условий. Казалось бы, отсюда один только шаг
до решительного вывода: если собственность имела начало, она должна иметь
и конец; если частная собственность породила неравенство, то путь к равенству
лежит через ее уничтожение. Но этого шага и этого вывода Руссо так никогда
и не сделал. Право собственности было священным правом даже в его глазах,
и потому он хотел только уравнять имущества: каждый должен иметь что-нибудь,
но никто не должен иметь слишком много. В этом одно из главных заблуждений
Руссо: ведь частная собственность неизбежно порождает расслоение общества,
обогащение одних, немногих, и обнищание других — народных масс.
Руссо поставил вопрос и о возникновении государства. Он еще не понимал,
что государство образовалось в результате классовой борьбы, и думал, что
Государство появилось благодаря сознательному соглашению между людьми —
«общественному договору»: богатые предложили бедным образовать государственную
власть, которая будет служить залогом мира и справедливости. Но богатые
захватили власть и использовали ее в своих интересах. Закрепив в законах
частную собственность, они обрекли большинство людей на рабство и нищету,
а правители, которые, думал Руссо, вначале были выборными, постепенно превратились
в деспотов: «Деспотизм поднимает свою отвратительную голову и попирает
законы и народ».
Руссо обосновал право народа на восстание, на свержение деспотизма.
Он писал: «Деспот является господином лишь до тех пор, пока он сильнее
всех; и когда его изгоняют, он не вправе жаловаться на насилие... Только
сила поддерживала его — только сила его низвергнет».
Главное произведение Руссо «Об общественном договоре» начинается словами:
«Человек рожден свободным, а между тем он повсюду в оковах». Необходимо
заключить такой «общественный договор», т.е. создать такое государство,
предлагал Руссо, в котором все люди останутся свободными. Они сознательно
и добровольно будут подчиняться справедливым, разумным законам. Руссо развивал
идею народного суверенитета: верховная власть, требовал он, должна принадлежать
не монарху, не клике аристократов, а самому народу. Он выступал за демократическую
республику. Важнейшая черта справедливых законов — это полное равенство
всех граждан в правах, уничтожение всех и всяких сословных привилегий феодального
общества. Специальные законы должны также регулировать размеры собственности.
Государство, о котором мечтал Руссо, представлялось ему подлинным царством
разума. Но это государство, в котором сохранялась частная собственность,
не могло быть не чем иным, как буржуазно-демократической республикой средних
и мелких собственников. Мысль о создании такого идеального государства
без гнета богачей над неимущими при сохранении частной собственности была
мелкобуржуазной утопией.
Но провозглашение народного суверенитета и требование равенства, с такой
силой прозвучавшие в произведениях Руссо, имели в то время огромное революционное
значение. Идеи Руссо вдохновляли деятелей французской революции. Пламенными
последователями его были якобинцы во главе с Робеспьером и Сен-Жюстом.
Сокрушив абсолютную монархию и устои феодализма, они, следуя идеям Руссо,
боролись за равенство прав всех граждан (см. ст. «Робеспьер и его соратники»).
В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо гневно критиковал католическую
церковь и стремился найти пути воспитания нового человека. Роман был публично
сожжен на площади рукой палача, а Руссо, спасаясь от ареста, бежал из Франции
и скрывался за границей. В «Исповеди» он рассказал историю своей жизни,
прошедшей в бедности, трудах, унижениях и борьбе. Он умер в 1778т., а в
годы французской революции тело автора «Общественного договора» было торжественно
перенесено в Пантеон, увенчанный надписью: «Великим людям — благодарное
отечество».