В 30-х годах прошлого столетия в Париже на улице Сен-Пре-Монмартр в
большой бедности жил Шарль Фурье — один из великих социалистов-утопистов.
Это был человек небольшого роста, с седыми волнистыми волосами и задумчивыми
проницательными голубыми глазами.
Фурье родился в г. Безансоне в 1772 г., в семье торговца, человека невежественного
и грубого. Дома Шарля поучали, что надо быть правдивым, честным, а в лавке
отца он не раз наблюдал, как обвешивают и обманывают покупателей. Шарль
открыто высказал свое возмущение отцу и был за это жестоко наказан. Фурье
хотел после окончания школы стать инженером. Но чтобы иметь средства для
жизни, ему пришлось работать приказчиком и конторским служащим. Фурье ненавидел
свою работу. После тяжелого трудового дня все свободное время он проводил
за книгами и приобрел большие знания. Проницательный и отзывчивый, Фурье
глубоко переживал страдания народа и решил посвятить свою жизнь изысканию
путей к освобождению человечества от угнетения и нужды.
В первые десятилетия XIX в. пролетариат был малочисленным и неорганизованным.
Жизнь не подсказывала еще реальных путей борьбы за освобождение от эксплуататоров.
В таких условиях появляются утопические, т. е. несбыточные проекты, переустройства
общества. Во Франции почти в одно время с Фурье выступил социалист-утопист
Сен-Симон, а в Англии — Роберт Оуэн (см. ст. «Роберт Оуэн»).
В своих произведениях Фурье подверг бичующей критике капиталистическое
общество. В нем, говорил он, господствует дух наживы. Счастье одних основано
на несчастье других. Все находятся в состоянии войны друг с другом. Врач
желает своим согражданам лихорадок, чтобы было больше больных, а адвокат
— тяжб и ссор в каждой семье, тогда они смогут получить больше денег. Архитектору
нужен пожар, который превратил бы в пепел четвертую часть города, а стекольщик
желает града, который разбил бы все стекла. Судьи хотят, чтобы во Франции
по-прежнему совершалось не менее 120 тыс. преступлений в год, чтобы они
имели побольше дел и доходов.
Особенно резко проявляются противоречия между богатыми и бедными. Рабочие
трудятся только для того, чтобы не умереть с голоду. Капиталистическую
фабрику Фурье называл смягченной каторгой. И хотя богатство общества возрастает,
нищета трудящихся не уменьшается, а увеличивается. Основательной и едкой
критике Фурье подверг капиталистическую торговлю. Меткими, насмешливыми
словами рисовал он плутни купцов и торговцев. Фурье называл торговлю ремеслом
лжи и лицемерия, а торговцев — вампирами, которые сами ничего не производят,
а наживают большие богатства. Спекулянты хлебом доводят бедняков до голодной
смерти.
Фурье не только беспощадно критиковал старое. Он считал, что человечество
может перейти к новому, справедливому обществу. Он называл его строем гармонии;
по существу, он говорил о социализме. Фурье впервые высказал в печати свои
идеи о будущем обществе в 1803 г. С тех пор до самой смерти (в 1837 г.)
он разрабатывал свою теорию. Фурье так красочно и с такими мельчайшими
подробностями описал будущий строй, словно это был не плод его фантазии,
а картина реальной жизни. Много в его проекте было наивного, фантастического.
Но в то же время он высказал ряд поразительных догадок о характере будущего
общества.
Каким же представлял его Фурье? Оно должно состоять из общин, или объединений,
— фаланг. В составе фаланги — 1600 — 2000 человек. Труд должен отвечать
склонностям человека, быть легким, увлекательным, непродолжительным, разнообразным.
Совершенные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей
его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных
людей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту производительности
труда и к резкому возрастанию богатств всей фаланги. Труд станет не тяжкой
обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал,
что в таких условиях исчезнет конкуренция, царящая в буржуазном обществе.
Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из блестящих
догадок Фурье об особенностях социалистического строя.
Жилищем в фаланге станет дворец — фаланстер, в котором будут роскошные
залы, библиотеки, столовые, театры, мастерские, зимние сады и жилые помещения.
Домашнее хозяйство станет ненужным — каждый будет питаться в общественной
столовой. Женщины будут пользоваться равными правами с мужчинами и работать
вместе с ними. Фурье — страстный проповедник освобождения женщин.
В результате всех этих мер, по мнению Фурье, исчезнут общественные противоречия
и установится согласие и доброжелательство всех людей, наступит всеобщая
гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут
жить во дворцах — фаланстерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье
страстно верил во всеобщее преобразование при строе гармонии и полагал,
что сама природа, например животные, растения, изменится для блага людей.
Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди станут собирать по два
урожая в год. Земля обзаведется четырьмя искусственными лунами, более яркими,
чем наша луна, и благодаря этому ночи станут столь же светлыми, как и дни.
Вместо хищных и вредных животных появятся «антильвы», «антиакулы» и «антикрокодилы»,
которые будут служить человеку.
Отдельные странности не могут заслонить главного в учении Фурье. Его
яркая и справедливая критика буржуазного общества, его идеи о всеобщем
труде, о коллективном производстве и потреблении, об устранении противоположности
между городом и деревней оказали влияние (наряду с трудами других великих
социалистов-утопистов) на учение научного социализма, созданное Марксом
и Энгельсом (см. ст. «Манифест Коммунистической партии» — первый программный
документ коммунистов»).
Шарль Фурье.
Как же думал Фурье осуществить свои идеи? Он считал, что достаточно
организовать несколько образцовых фаланг — и все человечество немедленно
последует этому примеру. Через пять-шесть лет на всей земле воцарится новый
общественный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества
сольются воедино. Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся
новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным»
путем, не задевая интересов капиталистов. Дело заключается лишь в том,
полагал Фурье, чтобы убедить богачей дать деньги для устройства фаланг.
В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги многим капиталистам,
правительствам, императору Наполеону, банкиру Ротшильду, даже царю Николаю
I. Фурье сообщал, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный
буржуазный строй и создать условия для счастья всех людей. Фурье просил
денег для организации первых фаланг. Ежедневно в 12 часов дня, сообщал
Фурье, он ожидает прихода богатых посетителей.
Фурье, конечно, не дождался прихода богачей. История доказала, что только
борьба пролетариата под руководством партии коммунистов способна привести
к победе нового общественного строя.