В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет,
точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но не прошло
и трех месяцев, как начались занятия и в самом университете.
Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России
газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади
побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация,
«народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа
пополуночи». Перед собравшимися выступили ученики Ломоносова — молодые
ученые, первые профессора Московского университета Николай Поповский и
Антон Барсов. Они горячо говорили о русском народе, о его традициях, о
могучем и гибком русском языке, о счастье труда на благо Родины, о том,
что
...может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Современники не случайно воспринимали открытие Московского университета
как большой праздник. Развивавшаяся в стране промышленность, созданные
Петром регулярная армия, флот, правительственные учреждения испытывали
острую нужду в образованных людях. Без них нечего было и думать об изучении
огромной территории страны и освоении ее природных богатств. Не менее нужны
были врачи, учителя, юристы, историки, архитекторы и многие другие работники
культуры, а готовить их было негде.
При Академии наук в Петербурге, правда, был университет с гимназией,
но он влачил жалкое существование. Дворяне видели в образовании одну из
своих привилегий. Школ для «подлых», как презрительно называли они простой
народ, в стране не было. Существовали лишь дворянские школы для подготовки
офицеров да семинарии для детей духовенства, выпускавшие церковников.
Сын крестьянина-помора, пробивший себе путь в науку силой своего гения
и колоссальным трудом, Ломоносов первым понял, как необходим России университет.
Он составил проект организации университета, предусмотрел, как и чем он
должен заниматься. Ломоносов знал, что университет погибнет, если ему неоткуда
будет брать студентов. Поэтому он проектировал создание при университете
гимназии. Но добиться осуществления проекта было нелегко. Для университета
требовалось много денег. Ломоносов не имел званий и чинов, которые помогли
бы ему убедить императрицу и Сенат в необходимости этих трат.
Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова
— молодого пустого щеголя, который разыгрывал из себя покровителя науки
и искусства. Шувалов поддержал его предложение, но одновременно он присвоил
себе славу создателя университета, «изобретателя того полезного дела».
Кроме того, Шувалов внес в ломоносовский проект ряд изменений, которые
ухудшали и калечили его.
О Ломоносове не упоминалось ни в официальных документах, ни во время
открытия университета. Но скрыть правду о великой заслуге Ломоносова не
удалось. Еще Пушкин сказал, что Ломоносов, который «сам был первым нашим
университетом», «создал первый русский университет». В наше, советское
время правительство присвоило Московскому университету имя его основателя.
Новый университет состоял из трех факультетов: философского, медицинского
и юридического. Все поступавшие в университет первоначально учились три
года на философском факультете, где изучали гуманитарные науки — философию,
историю, литературу, а также математику, физику и другие естественные науки.
По истечении трех лет они могли либо оставаться на этом же факультете для
углубленного изучения одного из предметов, либо переходить на медицинский
и юридический факультеты, где обучение продолжалось еще четыре года. На
медицинском факультете изучали не только медицину, но и химию, ботанику,
зоологию, агрономию, минералогию и другие естественные науки, на юридическом
— право и историю.
Во всех университетах мира был и четвертый факультет — богословский.
Благодаря стараниям Ломоносова в Московском университете не было богословского
факультета и богословие как предмет не преподавалось. Это не означает,
что церковь не вмешивалась в жизнь Московского университета. Она и здесь
преследовала передовую науку.
Так, в один из осенних дней 1769 г. около Лобного места на Красной площади
собралась большая толпа. На Лобном месте стояли чиновник и палачи. Чиновник
прочитал указ. Палачи разожгли костер, и в огонь полетела книга молодого
университетского ученого Дмитрия Аничкова. В этой книге, которая была первой
диссертацией в истории университета, Аничков выступал против религии, высмеивал
веру в чудеса, разоблачал невежество и паразитизм духовенства, противопоставлял
религиозным сказкам науку.
Огромное значение имело то, что в Московском университете впервые началось
преподавание всех наук на русском языке. В Академии наук и семинариях преподавание
тогда велось на латинском, немецком, церковнославянском языках, но только
не на русском. Можно сказать, что лишь с открытием Московского университета
наука заговорила полным голосом на русском языке.
Здание на Красной площади у Воскресенских ворот, в котором первоначально
находился университет. Рисунок XVIII в.
Ломоносовский проект давал право учиться в университете не только дворянам,
но и детям ремесленников, солдат, купцов, канцеляристов, духовенства и
даже крестьян. Ломоносов не смог добиться только разрешения учиться в университете
детям крепостных помещичьих крестьян. Московский университет был единственным,
где не только обучение было бесплатным, но и 100 гимназистов и 30 студентов
получали бесплатно общежитие, питание, одежду, обувь и учебники.
С первых дней своего существования университет имел хорошо оборудованную
химическую лабораторию, физический и минералогический кабинеты, библиотеку.
Особенно важно то, что при университете была создана типография. До этого
времени в Москве была лишь одна типография, да и та печатала книги только
религиозного содержания. Типография университета издавала множество учебников,
научных, философских книг, русской и иностранной художественной литературы.
Первыми книгами, напечатанными университетской типографией, были «Сочинения»
Ломоносова, собранные в двух томах. В них впервые печатались его научные
работы. Это была первая русская книга с портретом автора. До этого в книгах
помещались лишь портреты царей, цариц и изображения святых.
Стремясь к распространению научных знаний, профессора и преподаватели
университета с первых дней его существования устраивали заседания для всех
«любителей наук», где они выступали с научными докладами. И несмотря на
цензуру, лучшие ученые, такие, как философ Аничков, юрист Десницкий, медик
Зыбелин, агроном Афонин, умели сообщать слушателям передовые идеи, направленные
против крепостничества и религиозной идеологии.
Собрание сочинений М. В. Ломоносова с портретом автора, напечатанное
в типографии Московского университета в 1751 г.
Московский университет положил начало новым центрам культуры в стране.
Из художественных классов университетской гимназии, питомцами которых были
знаменитые русские архитекторы Баженов и Старов, выросла Академия художеств.
Из самодеятельных спектаклей студентов возник русский театр в Москве.
Библиотека университета стала первой публичной библиотекой Москвы. Она
существует и в наше время. Университет открыл филиал в Казани — гимназию,
а она послужила основой для создания Казанского университета.
Вот уже более двух столетий Московский университет играет огромную роль
в развитии русской научной мысли и культуры. Достаточно сказать, что из
его стен вышли Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский, Герцен, Тургенев,
Чехов, Собинов, Фурманов, Джалиль и многие другие. С ним связана научная
деятельность Тимирязева, Пирогова, Сеченова, Столетова, Жуковского, Зелинского,
Ключевского, Тихомирова, Ландау, Петровского. Университет славится своими
революционными традициями. Многие революционеры — от декабристов до выдающихся
деятелей Коммунистической партии — были его воспитанниками.