В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной.
Правившая в Китае чужеземная маньчжурская династия всеми средствами поддерживала
феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Трудящиеся
массы влачили нищенское существование. Империалистические державы хозяйничали
в Китае, диктуя свою волю императорскому правительству.
Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета
маньчжуро-китайских феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен.
Он прошел большой путь от сторонника реформ до бесстрашного революционера-борца.
«Революционный демократ, полный благородства и героизма» — так характеризовал
Сунь Ят-сена В. И. Ленин.
Сунь Ят-сен родился в 1866 г. на юге Китая, близ Гуанчжоу (Кантона),
в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине.
Великая крестьянская война тайпинов была еще памятна в народе. Мальчик
жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. ст. «Тайпинское
восстание»). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской
школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его,
чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хотели, чтобы народ жил без страданий».
В тринадцатилетнем возрасте Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова,
где жил его старший брат. Там он окончил английскую школу. Сунь Ят-сен
решил стать врачом, надеясь, что эта профессия поможет ему приносить пользу
народу. В 1887 г. он поступил в медицинский институт в Гонконге (английская
колония близ Гуанчжоу).
Годы учения в Гонконге явились для Сунь Ят-сена, по его выражению, «периодом
революционных дискуссий». Сунь Ят-сен и его друзья — студенты вели горячие
споры о способах преодоления вековой отсталости Китая и избавления его
от иностранной зависимости.
В 1892 г. Сунь Ят-сен окончил институт с дипломом лучшего студента.
Вскоре же началась и его политическая деятельность.
Сначала Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая,
рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности,
строительства железных дорог, школ, больниц. Но всесильный сановник Ли
Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Эта неудача и поражение Китая
в войне с Японией в-1894 — 1895 гг. убедили Сунь Ят-сена в том, что основным
виновником всех бед и несчастий китайского народа являются маньчжурские
феодалы, что спасение родины невозможно без свержения монархии, без революции.
В 1894 г. он создал «Союз возрождения Китая». Это была малочисленная
тайная организация, которая разработала такой план: внезапным нападением
овладеть городской крепостью вГуанчжоу и провозгласить власть маньчжуров
в Китае низложенной. Восстание было намечено на 26 октября 1895 г. Заговорщики
ожидали, что после захвата крепости армия и народ перейдут на их сторону
и восстание охватит всю страну.
Однако заговор был раскрыт. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены,
многие брошены в тюрьмы, а сам он с трудом спасся и бежал за границу. Но
и вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне агенты
маньчжурского правительства обманом завлекли его в китайское посольство.
Был приготовлен пароход, чтобы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его
ждала жестокая расправа. Дело, однако, получило огласку, и Сунь Ятсена
пришлось освободить. Он уехал в Японию.
В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал более
массовую, чем «Союз возрождения», организацию «Китайский революционный
объединенный союз». Программой «Объединенного союза» стали разработанные
им «три народных принципа»: национализм (свержение маньчжурской монархии
и замена ее китайским правительством), народовластие (создание республиканского
строя в Китае) и народное благосостояние (улучшение жизни народных масс).
«Объединенный союз» организовал ряд вооруженных восстаний в Китае. Хотя
эти восстания были подавлены, однако они сыграли большую роль в подготовке
революции 1911 — 1913 гг. В октябре 1911 г. под руководством «Объединенного
союза» началась буржуазная революция, которая привела к низвержению маньчжурской
династии и созданию Китайской республики. В декабре 1911 г. Сунь Ят-сен
возвратился на родину и был встречен в Шанхае ликующей толпой народа. Через
четыре дня он был избран временным президентом республики.
Руководимое Сунь Ят-сеном правительство в Нанкине впервые в истории
Китая провозгласило демократические свободы, предоставило избирательное
право женщинам, боролось с вредными обычаями прошлого: были запрещены купля-продажа
рабов и обычай бинтования ног девочкам, строжайше запрещалось курение опиума.
Но Сунь Ят-сен недолго оставался президентом. Под давлением иностранных
империалистов и внутренней реакции он был вынужден отказаться от этого
поста в пользу реакционера генерала Юань Ши-кая.
В 1912 г. вместо распущенного после падения Цинской династии «Объединенного
союза» Сунь Ят-сен создал партию Гоминьдан (Национальная партия), выступавшую
за утверждение в- Китае буржуазно-демократического строя. Юань Ши-кай,
получив пост президента, стремился установить в стране свою единоличную
диктатуру, намереваясь восстановить монархию и провозгласить себя новым
императором. Сунь Ят-сен в 1913 г. встал на путь открытой борьбы с ним.
Сторонники Сунь Ят-сена подняли восстание, но потерпели поражение, и сам
Сунь Ят-сен вынужден был вновь покинуть Китай.
В 1916 г., после смерти Юань Ши-кая, Сунь Ят-сен получил возможность
возвратиться на родину и возглавил южное правительство в Гуанчжоу, которое
пыталось бороться с правительством помещиков и генералов в Пекине.
Сунь Ят-сен горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую
революцию. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал
восхищение героической борьбой народных масс России и надежду, что «революционные
партии Китая и России сплотятся воедино и будут вести совместную борьбу».
Сунь Ят-сен питал горячие симпатии к Советской России и высоко ценил поддержку,
оказываемую ею китайскому народу.
В 1923 г. Сунь Ят-сен послал в Москву партийно-военную делегацию для
изучения революционного опыта Советской России. По его просьбе в Гуанчжоу
были направлены старый большевик М. М. Бородин в качестве политического
советника и видный советский полководец В. К. Блюхер с группой военных
специалистов для оказания помощи в создании вооруженных сил китайской революции.
В конце 1923 — начале 1924 г. Сунь Ят-сен реорганизовал Гоминьдан, чтобы
придать партии подлинно революционный и массовый характер. В Гоминьдан
вступили китайские коммунисты (сохранив самостоятельность своей партии).
В результате Гоминьдан стал партией единого революционного фронта рабочих,
крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. В основу ее политической
программы были положены «три народных принципа», переосмысленные Сунь Ят-сеном
под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Принцип
национализма стал означать борьбу за свержение гнета иностранного империализма
в Китае и установление равенства всех национальностей страны; принцип народовластия
— призыв к созданию такого правительства, которое обеспечило бы демократические
права и свободы широким народным массам; принцип народного благосостояния
— требование наделения землей безземельных и малоземельных крестьян («каждому
пахарю — свое поле»), улучшение условий труда рабочих и ограничение деятельности
крупных капиталистов. «Три народных принципа» Сунь Ят-сен в 1924 г. дополнил
«тремя основными политическими установками»: нерушимый союз с СССР, союз
с Коммунистической партией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Благодаря
поддержке широких народных масс и активной помощи Советского Союза на юге
Китая была создана и укреплена революционная опорная база и заложена основа
для дальнейшего победоносного развития китайской демократической революции.
Сунь Ят-сен не дожил до победы китайской революции. В начале 1925 г.
Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго
боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести
его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК
СССР: «Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого
бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь
с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день,
когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника,
и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника
пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».
Идти «рука об руку» с Советским Союзом — таков великий завет, оставленный
Сунь Ят-сеном китайскому народу.