После падения Римской империи в Западной Европе раннего средневековья
города перестали быть центрами ремесла и торговли. Торговля заглохла, денежное
обращение пришло в упадок.
Основной монетной единицей по-прежнему оставался римский золотой солид
(ауреус), равнявшийся определенному числу серебряных денариев. Монеты времен
Меровингов и Каролингов были очень похожи на римские солиды и денарии.
Золотые солиды продолжали чеканить и византийские императоры.
В условиях натурального хозяйства и политической раздробленности происходит
полная децентрализация денежного дела. Так, при Меровингах (V— VIII вв.)
многие церкви и монастыри иногда имели право собирать подати и чеканить
монеты. Подобная монета изображена на рис. 1. Это триенс—три солида. На
лицевой стороне — погрудное изображение короля в диадеме, на оборотной
— латинский крест. Монету выпустила церковь св. Мартина во Франции.
Децентрализация монетного дела привела к тому, что количество денариев
в солиде у разных германских племен определялось по-разному. Денег чеканилось
тогда мало, и поэтому солид и денарий были не столько платежными средствами,
сколько мерилом ценностей, т. е. счет велся на деньги, а уплата, как правило,
производилась натурой.
В VIII—IX вв. в связи с недостатком в Западной Европе драгоценных металлов
вместо золотых соли-дов стали чеканить в основном серебряную монету.
В VIII—XII вв. наиболее распространенной монетой в Западной Европе был
серебряный денарий. На рис. 2 показан английский денарий: на лицевой стороне
монеты изображен король Этельред II (978— 1018) в диадеме и шапке, на оборотной
— крест. Крупные феодалы — герцоги, бароны, архиепископы — в целях наживы
часто уменьшали вес монеты и количество содержащегося в ней серебра. С
ростом ремесла, торговли и с возникновением новых городов увеличивается
потребность в монете. В XII—XIII вв. широкое распространение получили серебряные
монеты — брактеаты (рис. 3). Техника их чеканки была примитивной. Из тонкого
серебряного листа вырезали кружок, а изображение на нем выбивали только
с одной стороны; обычно оно было довольно несложным, как на нашей монете:
лев в короне, с характерным восьмеркообразным хвостом — так называемый
чешский лев. Брактеаты были очень хрупки и непригодны для длительного употребления.
Постепенно, начиная с XII в. в Италии, в XIII—XIV вв. во Франции и Западной
Германии, денарий и брактеаты вытеснила более полноценная и крупная серебряная
монета — грош (от лат. «гроссус» — большой). Во Франции он назывался «гротурнуа»
— турский грош (рис. 4). На лицевой стороне нашего гротурнуа изображена
городская башня, окруженная традиционной надписью: «город Тур», и бордюр
из 12 лилий, которые не только играли декоративную роль, но и показывали,
что в «большом денарии» — гроше содержится 12 денариев. На оборотной стороне
— крест, вокруг которого имя короля и две кольцеобразные легенды (надписи).
Эта монета больше, чем мелкий денарий и хрупкий брактеат, подходила для
развивающегося денежного обращения, для международной торговли. Поэтому
гроши, монеты, подобные данной французской, стали чеканить многие европейские
государства.
Очень распространенной монетой были пражские гроши, чеканившиеся в Чехии
с начала XIV в. до середины XVI в. (рис. 5). Пражские гроши были в обращении
не только в Чехии, но и на всей территории Германии, в Польше и на Руси.
На их лицевой стороне на протяжении 250 лет изображалась чешская корона
и надпись с именем короля, на обороте — герб Чехии (лев с восьмеркообразным
хвостом) и название монеты — пражский грош. В течение XIV—XV вв. вес и
качество металла в грошах понизились. А в XVI в. грош превратился в мелкую
разменную монету.
Во второй половине XV в. в Южной Европе появились новые крупные серебряные
монеты (весом около 9,5 г), получившие название тестонов (от итальянского
«теста» — голова), так как на лицевой стороне этих монет чеканились портреты
правителей. На рис. 6 дан французский тестон: иа лицевой стороне изображен
король Генрих II (1547—1559) в лавровом венке, на оборотной — полумесяц
под короной — личный герб Генриха II и его девиз. Некоторые тестоны XVI
в. отличались высоким искусством в передаче портрета,
Над изготовлением монетных штемпелей работали выдающиеся мастера-медальеры
эпохи Возрождения. Так, должность чеканного мастера папского монетного
двора одно время занимал знаменитый ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини.
Тестоны чеканились в Швейцарии, Южной Германии, Франции и Португалии.
Самой крупной серебряной монетой Европы XVI— XVII вв. были талеры, названные
так по месту их первоначальной чеканки — Иоахимсталю в Чехии. Серебряный
талер весил 27—30 г. В XVI—XVII вв. талеры чеканили также в Германии, Италии,
Нидерландах, Швеции, Голландии. На рис. 7 голландский левендаальдер —талер
со львом. На лицевой стороне изображен стоящий рыцарь с гербовым голландским
щитом, на оборотной — лев.
В России XVI—XVII вв. талеры были известны под названием «ефимков».
От слова «талер» происходит современное название — доллар.
Из золотых монет средневековой Европы широкое распространение получили
дукаты, впервые появившиеся в Венеции в конце XIII в. (рис. 8). Венецианские
дукаты весили около 3,5 г. На одной стороне дуката изображался венецианский
дож, принимающий знамя из рук св. Марка, считавшегося покровителем Венеции;
на другой стороне монеты — Христос.
В латинской надписи на монетах этого типа было слово «дукатус», т. е.
герцогство (имелась в виду Венеция). Отсюда происходит название этой монеты.
Другое название дуката — цехин происходит от итальянского «цекка» — монетный
двор. В подражание венецианским золотые дукаты чеканились и в других странах
Европы, например в Чехии и Венгрии. На рис. 9 изображен венгерский дукат.
На лицевой стороне монеты — гербовый щит, окруженный надписью: «Милостью
божьей Сигизмунд, король Венгрии», на оборотной — святой Ладислав.
В Англии при короле Эдуарде IV (1461—1483) начали чеканить золотые монеты
розенобли — нобль с розой (рис. 10) («нобль» —превосходный, знаменитый).
На лицевой стороне монеты — король, стоящий на корабле. В правой руке короля
— меч, в левой — щит с английским и французским гербами. На корабле — изображение
белой розы. На оборотной стороне — солнце на кресте из гербовых лилий,
между лучами креста — четыре леопарда. В центре солнца — роза. Естественно,
что такие великолепные монеты не могли не вызвать подражаний. На рис. 11
изображен голландский нобль 1583 г. Он очень похож на предыдущий, но гербовый
щит другой, местный.
В средневековых городах Европы обращались и арабские дирхемы, поступавшие
из Северной Африки, арабской части Испании и т. д., были в обращении также
византийские монеты.
Не удивительно, что при таком многообразии монет в городах появились
менялы. Лавка менялы обычно располагалась недалеко от городского рынка.
Здесь можно было обменять любые иностранные монеты на местные: меняла тщательно
взвешивал монеты и определял их качество. Менялы не только обменивали деньги,
но и брали их на хранение, давали деньги взаймы под большие проценты. Средневековые
менялы — это первые банкиры.
Часто роль банкиров выполняли монастыри, надежно хранившие за своими
стенами большие денежные богатства.