Почти напротив четырехэтажного дома №8(1901, архитектор П. М. Самарин и 1910, архитектор Н. А. Тютюнов) проходит Средний (бывш. 2-й Малый) Николопесковский переулок. На углу его - высокий, мрачный доходный дом, построенный в 1913 г. его владельцем, архитектором А. Н. Кардо-Сысоевым.
Переулок выходит в Большой Николопесковский, называющийся по церкви святителя Николая, "что на Песках", находившейся на месте современного дома № 6. "Архитектура церкви отличается древностию и оригинальностию", - было написано в книге "Седая старина Москвы", изданной в прошлом веке. Церковь св. Николая, "что на Песках", известна с 1635 г., в списке 1657 г. она значилась уже каменной, а в 1691 г. ее перестроили - тогда церковь была "в стрелецкой слободе в Каковинском полку". После 1812 г. на средства князя А. А. Щербатова к четверику церкви пристроили новую трапезную с двумя приделами и колокольню с высоким и тонким шпилем, где даже устроили балкон для пожарного.
Президиум Моссовета постановил 4 марта 1932 г.: так как "участок земли, на котором находится церковь Николая, подлежит застройке под многоэтажный дом „Энергетик"... указанную церковь закрыть, а здание ее снести". Разрушили ее в 1933 г. и построили "указанный" дом (архитекторы А. М. Митлаевский и А. М. Покорный).
С 1924 по 1992 г. Большой Николопесковский именовался улицей Вахтангова, названной в память артиста и режиссера, основателя театра, мрачное здание которого находится на углу с улицей Арбат (№ 2/26). Оно было построено по проекту архитектора П. А. Абросимова после попадания бомбы в старое здание театра в ночь на 24 июня 1941 г.
Здесь находился особняк, построенный к 1817 г. для Е. П. Бутурлиной, владелицы усадьбы "Троице-Лыково". В 1870-х гг. особняк приобрел золотопромышленник В. Н. Сабашников, приехавший в Москву из Сибири. Дом в 1873 г. был существенно перестроен А. С. Каминским: "в ту пору испытанный, разработанный рядом гениальных зодчих, хорошо приспособленный к современным потребностям, прижившийся у нас классический (античный) стиль считался устаревшим", - писал сын владельца в своих воспоминаниях. Внутренней отделкой любовались современники: "великолепная мраморная лестница в два марша, белого мрамора с бронзовыми статуями. Уютная зала с лепниной, отличавшаяся редкостным резонансом, восхищавшим А. Г. Рубинштейна. Дубовая столовая. Черная гостиная с гобеленами и красная гостиная с кариатидами из белого мрамора".
После Сабашниковых особняк перешел к сыну его компаньона В. П. Бергу, а в советское время был отдан для 3-й студии Московского художественного театра, превратившегося потом в театр имени Е. Б. Вахтангова.
Самый известный житель этого переулка - композитор А. Н. Скрябин (дом № 11). Первый этаж дома был выстроен после 1812 г.: на плане участка, принадлежавшего тогда "гвардии корнете" Н. П. Чихачевой, в 1821 г. нанесены очертания одноэтажного каменного строения. В 1903 г. архитектор С. Ф. Воскресенский надстроил его вторым этажом и изменил фасад. А. Н. Скрябин поселился здесь на втором этаже в 1912 г. При найме квартиры он настаивал на том, чтобы заключить контракт на три года, именно до 14 апреля 1915 г., и по странному совпадению скончался ровно в этот же день, как бы отмерив себе этим контрактом жизненный срок.
Крупнейший представитель русской художественной культуры, новатор, творчество которого оказало огромное влияние на развитие музыки XX столетия, А. Н. Скрябин мечтал о создании нового синтетического искусства, призванного преобразовать мир. По словам Г. В. Плеханова, "Скрябин хотел выразить в своей музыке не те или иные настроения, а целое миросозерцание, которое он и старался разработать со всех сторон".
Композитор умер от нелепой случайности - небольшого нарыва на губе, возникшего в поездке. Отпевали его в Николопесковской церкви, стоявшей напротив его дома. Очевидец писал, что "в церковь в Николо-Песковский переулок войти не смогли: весь переулок был заполнен людьми, пришедшими проститься с трагически умершим композитором", и он же рассказал о встрече там с другим композитором: "Навстречу нам шел очень полный, мрачный человек с большой бородой... Я узнал С. И. Танеева. Помолчали. И, уже почти уходя от нас, Сергей Иванович сказал: Хотел написать „Вселенскую мистерию" и „Конец мира". Вот вам и конец". На похоронах в этот холодный апрельский день Танеев простудился и уже не оправился - он скончался через два месяца - 6 июня 1915 г.
В 1922 г. в доме № II открылся Музей А. Н. Скрябина, где сохранена обстановка его квартиры.
В этом же доме в 1900 - 1920-х гг. жил А. А. Грушка, член-корреспондент Академии наук, видный филолог, специалист по латинскому языку, а также известный историк академик М. К. Любавский (в 1920-х гг.), в числе трудов которого (их около 200) есть интересная работа об истории Московского университета в 1812 г.
Почти все дома в этом переулке построены в начале нашего столетия - в 1900 г. № 13 (архитектор И. П. Маш-ков), в 1910 г. - № 4 и 5 (архитекторы В. Е. Дубовский и С. Ф. Кулагин; в доме № 4 жила оперная певица Н. В. Салина).
Рядом с этими зданиями, стиснувшими узкий переулок, совсем небольшим выглядит особняк (№ 9), выстроенный для инженера-технолога Я. А. Полякова в 1898 г. архитектором И. А. Ивановым-Шиц.
Яков Поляков вместе с братом имел большую фабрику в подмосковном селе Нахабино, где о нем сохранялись добрые воспоминания. В книге об обществе трезвости, основанном в Нахабине, писали, что "он - положительно местный благодетель. У кого падет лошадь, корова - дает деньги на приобретение таковых; сгорит и дом - выстроит новый. Недавно сразу четырем крестьянам выстроил новые каменные дома". По жене он был родственником поэта К. Д. Бальмонта, а брат его Сергей был поэтом, а также и драматургом, издателем журнала символистов "Весы" и основателем издательства "Скорпион", где ведущую роль играл В. Я. Брюсов. Надо думать, что многие известные деятели литературы и искусства бывали в доме Полякова в Николопесковском переулке.
В советское время дом был занят Педагогическим институтом имени К. Либкиехта, с 1934 г. арендован посольством Польши, а во время второй мировой войны там находилась британская военная миссия, теперь же он занят резиденцией министра-посланника и военного атташе Велинобритании.
Зимой 1851/52 г. флигель на участке № 4 снимали Аксаковы, а в небольшом деревянном особняке, стоявшем на месте дома № 5, с марта по сентябрь 1831 г. жил П. В. Нащокин, друг А. С. Пушкина. Возможно, что поэт бывал у него, когда снимал квартиру неподалеку, на Арбате.
У самых "небоскребов" Нового Арбата расположено здание театральной Школы-студии имени Б. В. Щукина (№ 12), построенное в начале 1930-х гг. (архитектор Н. А. Круглов).
Переулок заканчивался большим владением, принадлежавшим в начале XIX в. егермейстеру С. А. Лопухину. На одном из его участков (№ 13 - 15), принадлежавшем князьям Щербатовым, сохранилось здание, построенное к 1822 г. (№ 15). В самом конце 1830-х гг. этот дом снимал декабрист М. Ф. Орлов, которому по просьбе его брата, отличившегося при подавлении восстания декабристов, было позволено жить в Москве под полицейским надзором. "Бедный Орлов, - писал Герцен в „Былом и думах", - был похож на льва в клетке. Везде стукался он в решетку, нигде не было ему ни простора, ни дела, а жажда деятельности его снедала... Лев был осужден праздно бродить между Арбатом и Басманной (на Новой Басманной жил П. Я. Чаадаев. - Авт.), не смея даже давать волю своему языку".
В 1840 - 1860-е гг. здесь жил Д. Н. Свербеев, известный своим литературным салоном, который посещали многие представители московской интеллигенции, в частности, Л. Н. Толстой (1857). По воспоминаниям кн. В. М. Голицына, салон был "специально политическим и почти исключительно славянофильским... Я помню Д. Н. Свербеева уже полуразрушенным старцем, казавшимся отрешенным от окружавшей жизни. Его супруга любила видеть вокруг себя выдающихся людей науки, публицистики и литературы. Завсегдатаями ее салона бывали Хомяковы, Аксаковы - отец и сыновья Константин и Иван, а в более ранние эпохи - Гоголь, Загоскин, Киреевский и другие".
С 1918 по 1925 г. в особняке находился театр-студия имени Ф. И. Шаляпина, а также студия старого цыганского искусства. Этот дом - последний московский адрес поэта К. Д. Бальмонта; в конце августа 1916 г. он переехал в квартиру на первом этаже. Тогда он работал над переводом Руставели, у него здесь бывали Брюсов, Цветаева, Волошин, Прокофьев, Табидзе, Зайцев. В 1920 г. Бальмонт на всю жизнь покидает Москву и Россию.