Люди и волки нашли общий язык так быстро, потому что и у тех, и у других действует одинаковая социальная структура и в целом общая ментальная организация. Волки живут парами, но во время охоты вся стая собирается под предводительством вожака. Их обязанности строго распределены: один волк выходит на след, другой перегораживает дорогу будущей добыче, а самые храбрые нападают. При нападении на стадо обязанность одного из волков - отсечь будущую добычу от других животных в стаде. Вожак ест первым. Остальные члены стаи могут приступить к трапезе только после того, как он насытится.
Возможно, люди, жившие более или менее оседлыми общинами, бросали кости и остатки пищи голодным волкам, рыскавшим вокруг поселения. Постепенно волки поняли, что человек обладает более совершенным оружием: каменными орудиями, стрелами и ловушками. Они почувствовали его превосходство как охотника и стали воспринимать человека как вожака, на расстоянии сопровождая его на охоту и возвращаясь вместе с ним в деревню, чтобы получить свою долю добычи.
Можно предположить, что со временем человек начал приручать детенышей волка, в результате чего через несколько поколений появились волки, которые принимали участие в охоте уже не как наблюдатели, а как помощники, вспугивая и отсекая газелей или джейранов.
Чтобы приручить лошадь, оленя или слона, человеку необходимо было сначала их поймать, посадить в клетку и подавить их волю силой. Собака же стала единственным животным, которое подчинилось власти человека без сопротивления. Это была дружба на равных, основанная на взаимном интересе - охоте.
В некоторых удаленных деревнях Парагвая и Перу до сих пор щенков, потерявших мать, вскармливают женщины. Подобные случаи, вероятно, имели место и в самом начале контактов человека с собакой, что могло сыграть значительную роль в укреплении их дружбы.