ДУНГАНЕ, дунган (тюрк.), л о х у э и х у э и (самоназв.). Численность в Рос. Федерации 635 чел. Осн. часть Д. живёт в Казахстане (30,2 тыс.), Киргизии (36,9 тыс.), Узбекистане (1106 чел.). Общая числ. более 69,3 тыс. чел. Говорят на дунганском яз. Распространены также кирг. и казах, яз. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.
Традиционная одежда.
Д. — потомки хуэй (народ в Китае, числ. 8,6 млн. чел.), переселившихся в Казахстан и Ср. Азию в кон. 70-х — нач. 80-х гг. 19 в. из кит. провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-кит. правителей после подавления освободит, антифеод, восстания 1862—77. На новых землях Д. поселились компактными группами по земляческому принципу: в сёлах Каракануз и Шортюбе в Казахстане — шэньсийцы (выходцы из пров. Шэньси), в с. Ырдык в Киргизии — ганьсуйцы (пров. Ганьсу), в с. Александровна на р. Сокулук — синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре.
Осн. занятия — земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преим. кр. рог. скот), птицеводство, часть Д. занята в пром-сти. Д. оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.
Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многоженство.
Поселения регулярной планировки. Традиц. жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наруж. галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом. Традиц. муж. и жен. одежда близка по покрою: распашная куртка, застегивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Жен. одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая. Пища — преим. мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из куриного мяса, баранины, говядины. Для поджаривания употребляют чаще всего растит, масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Мн. виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Прием пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т.д.
Сохранились нар. медицина, богатый фольклор (предания, сказки). Получили значит, распространение формы совр. культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации.
К 30-м гг. 20 в. сформировался лит. яз. С 40-х гг. 20 в. (особенно после Великой Отечественной войны, в к-рой Д. принимали участие) усилился процесс миграции в разные города России, где молодежь получала образование и работу, появились смешанные браки. Независимо от места проживания Д. поддерживают тесные связи с родственниками в Казахстане и республиках Средней Азии. Наиб, стойко сохраняется традиц. пища. Религия воспринимается как часть нац. культуры.