КАЙТАГЦЫ, х а и д а к ъ (самоназв.). К. — коренное население Дагестана (Рос. Федерация). Часть исследователей считает К. субэтносом даргинцев, др. — самостоятельным этносом. Говорят на хайдакском диалекте даргин. яз., к-рый имеет 5 говоров: шурккантский, нижне-кайтагский, ирчамульский, каттагинский и говор селений Ахмедкент и Санчи. Распространены также кумыкский и даргинский яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие К. — мусульмане-сунниты.
Наиб, ранние сведения о К. («Хайдак», «Хайдакъ») встречаются в араб, источниках 9 в. В 14 в. подверглись исламизации. В 14 — сер. 19 вв. К. входили в кр. политич. образование — Кайтагское уцмийство и союзы «вольных обществ» или магалы: Маджалис-Катда (в него входили и даргинцы ее. Дарша, Иричи, Чахдикна) с гл. с. Маджалис; Шуркант (гл. с. Джирабачи); Ирчамул (гл. с. Кирки); Каттаган (гл. с. Кулиджа); Кара-Кайтаг (гл. с. Баршамай); Кайтагское уцмийство как политич. объединение включало также даргинцев (Уцми-Дарго), кумыков и терекеменцев, т. е. жителей гор и равнины, и делилось на Верх, и Ниж. Кайтаг. Верх, считался узденским (свободные крестьяне), а Ниж. — раятским (зависимые крестьяне). «Больные общества» находились в разное время в большей или меньшей зависимости от уцмия, он считался военным предводителем в случае войны. По свидетельству, относящемуся к 18 в., уцмий для упрочения своего положения среди сильных «вольных обществ» посылал к ним своих детей на воспитание, причём все женщины по очереди прикладывали ребенка к своей груди.
Мужчина в национальной одежде.
Будучи таким образом усыновлённым почти каждой семьей, сын уцмия оказывался в родстве с «вольными обществами». Резиденцией уцмия и членов его дома в разное время были с. Кала-Корейш, с. Уркарах, Башлы, позднее — с нач. 17 в. Маджалис и т. д. Власть уцмия была наследственной. Ниже уцмия находились так называемые уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Наиб, известен уцмий Ахметхан (правил до 1578), при нём получили оформление права собственников, впоследствии принятые во всем Дагестане, определено постоянное место нар. собраний в Маджалисе и проведены др. административные реформы. Уцмий Рустем-хан (2-я пол. 16 и 1-я пол. 17 вв.) кодифицировал судебник, представляющий собой один из древнейших дошедших до нас сборников права народов Сев. Кавказа. В 18 в. экон. и полит, значение Кайтагского уцмийства усилилось. Как крупное образование Дагестана уцмийство играло большую роль в судьбах Юж. Дагестана и даргинцев, но к 19 в. оно значит, ослабло в результате нашествия в 1742 Надир-шаха и длительных междоусобных войн с др. полит, объединениями. В 1813 по Гюлистанскому мирному договору К. вошли в состав России. В 60-х гг. 19 в. уцмийское и бекское управление в К. было ликвидировано, образован Кайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 К. в составе Дагестанской АССР (с 1991 Респ. Дагестан). Живут в ср. части Дагестана (предгорная, горная и равнинная зоны). Районный центр — с. Маджалис. Общее число селений — 36. Числ. К. по переписи 1926 14,4 тыс. чел. По сведениям гос. плановой комиссии при СНК ДАССР на 1 янв. 1938 — 17,2 тыс. В материалах переписи 1939 и во всех последующих К. показаны в составе даргинцев.
Женщина из селения Карацан.
Традиц. занятия К. — земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах — земледелие, садоводство и виноградарство). Была развита система хуторов, где летом содержался молочный скот. Осн. культуры: кукуруза, к-рую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница (в горнодолинной зоне). В горной зоне — ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье — озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. В верх, предгорье — морковь, картофель. Осн. пахотное орудие — горский плуг (дерецц). Из подсобных отраслей была развита охота. С дек. до мая большинство мужчин из Верх, р-на уходило в отхожий промысел в район Дербента. Из домашних кустарных производств были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шелковых тканей. В Верх, (лесном) р-не были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (произ-во земледельч. орудий, колес, ларей, кроватей, сундуков, разл. утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. Незначит. кузнечное произ-во существовало и в Ниж. р-не. Большой интерес представляют оригинальные вышивки женщин ее. Баршамай, Джибахни. Это обычно подушечные вышивки кр. гладью с ориг. орнаментом (солярные и Спиральные мотивы, завитки, свастика), повторяющим изобразит, традиции предков. Кубачинские антиквары в нач. 20 в. возили кайтагские подушечные вышивки за границу. В наше время осн. занятиями К. остаются земледелие, садоводство, виноградарство, а также скотоводство; развито отходничество в города России. Выросла нац. интеллигенция.
Административный центр Кайтагского района — Маджалис.
Осн. транспортные средства: для езды — верховые лошади; грузовой транспорт — арба в бычьей упряжи, в горных селениях — волокуши. Строительный лес, дрова, деревянная утварь и др. товары вывозились в города. Торговые сделки происходили на базарах (в 19 в. большая часть торговых сделок совершалась при помощи денег). Муж..работы: вспашка, сев, полив, косьба сена, уход за садом, сбор урожая с деревьев, работа со скотом и упряжью, уход за скотом вне дома, изготовление орудий труда, утвари, торговые сделки и пр.; жен. — уход за кр. рогатым скотом, заготовка продуктов, прополка, приготовление пищи, уборка в доме, тканье, вязание, изготовление одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой и др.; общие — уборка зерновых, доставка сена, молотьба, заготовка дров.
Традиц. селения зап. К. — скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения вост. К. сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Постройки здесь не столь скучены и не столь высоки. Дома чаще каменные. Перед домом нередко двор, обнесенный каменной оградой с большими деревянными воротами. Во дворе по краям хлев, сарай и др. хоз. помещения. Наиб, распространённая форма жилища у К. в 19 в. — двухрядное двухэтажное и реже одноэтажное двухкамерное жилище с небольшим двориком. Характерны для К. дома с верандой на фасадной солнечной стороне, с комнатой-коридором, к-рый выходит на заднюю сторону дома. Из древних сооружений в Верх, р-не встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (с. Ицари). По характеру кладки исследователи сравнивают их с древними дербентскими. В отличие от жилых домов ицаринская стена и башня сложены из очень кр. обтёсанных и хорошо пригнанных блоков. Кладка сухая. Для связи в кладку в разных местах заложены брёвна (местный строительный приём). Башня имела пять этажей (высота 18 м). Толщина стен на уровне второго этажа полтора метра. Диаметр 7 м.
Сооружение ицаринской башни относится к 15—16 вв., когда резиденция уцмия или членов его дома была еще в горах. Ицаринские стены были, по-видимому, некогда конечным звеном крепостной стены, шедшей непосредственно от Дербента в глубь гор. По преданию башню строили из камня, добываемого недалеко от с. Ицари. По форме и деталям она
несколько напоминала образцы зап.-европ. средневековой военной арх-ры. Традиц. жилые дома сооружены из камня и дерева. Осн. роль в украшении жилища играли в предгорье дерево (большие многопроёмные оконные и дверные переплёты, устои ворот и др. детали дома, имеющие большие поля, заполненные сплошной резьбой, с орнаментом геом. или растит.), в горах — камень. Внутр. убранство: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, разукрашенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках (наиб, древний), постельные принадлежности. Украшением служили большие подушки с вышивкой, к-рые хранились в стенных нишах на ребре (чтобы был виден рисунок), разнообразные войлочные и др. изделия.
В 19 в. каждый аул представлял собой сел. общину, в к-рой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов). Тухумы находились в 19 в. в состоянии распада: земля, скот, сады и с.-х. инвентарь были собственностью малых семей, являвшихся осн. хоз. единицами. Сохранялась общинная собственность на пастбища, леса, воды и пр. В ведении тухума находились печь для сушки зерна, иногда мельница. Члены тухумов совместно выполняли нек-рые трудоемкие работы, взаимно одалживали с.-х. орудия.
Селение Санчи.
Традиц. одежда К. сходна с одеждой даргинцев. Изготовлялась она из местных некрашеных конопляных тканей, шили из местных и привозных из Нухи (Азербайджан), с Кумыкской плоскости тканей из хлопка и шелка. В 19 в. К. занимались разведением шелкопряда. Для изготовления одежды использовали также шерсть и кожу (местные и привозные). Муж. одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных К. — шапки из каракуля, башлык, во время полевых работ и пастьбы скота — войлочные шляпы. Обувь — шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и не пришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и др. обувь. Почти такого же покроя одежду и обувь носили мальчики. Для детей младшего возрасташились стёганые телогрейки. Обычно костюм мальчиков обильно украшался. Украшениями для муж. костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремневый пистолет со сплошь обложенной черненым серебром ручкою, шашка и т. д. Нарядные черкески обшивали позументом.
Традиц. жен. костюм состоял из нательной одежды — штаны двух видов (широкие и узкие), тунико-образные рубахи ярких тонов (красного, желтого, зеленого, оранжевого и т. д.). В отличие от др. кавк. народов рубаха кайтачек делалась несколько уже. Из верх, одежды были распространены валжагь (архалук), платье типа кумык, полуша (вид нераспашного платья) и бузма гойлек (платье-рубаха с отрезной талией). Состоятельные женщины носили нарядные платья къаба-лай (покрой его близок к покрою распашного платья). В холодное время года — овчинные шубы. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки. После присоединения к России к К. стали поступать дешевые фабричные платки из городов России. Обувь мало чем отличалась от муж. Женщины из состоятельных семей носили чувяки из жёлтого или красного сафьяна, украшенные золотой или серебряной тесьмой. Украшения предпочитали серебряные. Украшали одежду вышивкой, плетением, тесьмой, узорной строчкой, золотым шитьём. Спец. траурной или свадебной одежды у К. не было. Свадебная одежда шилась обычно из дорогих тканей и обильно украшалась, а траурная — из простых тканей тёмных расцветок. Во время траура женщины снимали все украшения. Пища: мясо-молочные продукты (в т. ч. мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространённые блюда — хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Изделия из теста: тонкие и толстые лепешки, сдобные булочки, слоёный хлеб и т. д. Из напитков получило распространение вино из кипяченого виноградного сока «мусти».
Нар. праздники и обряды: прополки (ахърарцДила байрам) черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца. Из жанров фольклора наиб, распространен прозаич. жанр (рассказы и сказки). Из градиц. видов народного иск-ва: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т. д.), вышивание и др. В них традиц. солярные и спиральные мотивы, на стенах домов часто встречаются вырезанные фигуры людей, животных, солнечные диски, состязания, стрельба из лука и т. д. В домусульм. религ. верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.