КАРАИМЫ. Численность в Российской Федерации 680 чел. (1989), преим. в Москве и Петербурге. Живут также в городах Крыма (Украина, 1404 чел.), Литвы (289 чел.). Общая числ. в странах бывшего СССР 2602 чел. (1989). Неб. группы К. в Польше и Франции; наиб, число (ок. 20 тыс.) сосредоточилось к сер. 1980-х гг. в Израиле. В странах бывшего Союза считаются самостоятельным этносом, происхождение к-рого трактуется учёными по-разному. Говорят на караимском яз., диалекты: крымский, тракайский (сев.), галичский (юж.). Религия К. — караимизм, основанный на Ветхом Завете.
Девушки в традиционной одежде.
Этноним К. (иврит, букв, «читающие») восходит к возникшей в нач. 8 в. в Багдаде евр. секте, доктрина к-рой основана на признании единств, источником веры Библии и отрицании раввинисти-ческо-талмудич. традиции. В 13 в. в Крыму поселилось значит, число К., гл. обр. из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (совр. Старый Крым) община К. существовала в 14 в. С происхождением общины К. в г. Чуфут-Кале (к-рый К. именовали «Еврейская скала») связано много легенд (в 19 в. нас. Чуфут-Кале состояло в осн. из К.). Согласно караим, преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди к-рых было несколько караим, семей. Они были поселены в Троках (Тракай, ок. Вильнюса), в Луцке, Галиче, ок. Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по др. городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время евр. погрома 1648 на Украине б.ч. К. разделили участь евреев-раввинистов, и (до кон. 18 в.) адм. власти разл. стран, как правило, не проводили различий между общинами К. и евр. общинами.
В 1495 К. изгоняли из Литвы. С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Рос. империи положение К. изменилось. В 1795 Екатерина II освободила К. (число к-рых достигло в России 2400 чел.) от уплаты двойной подати, к-рой облагались евреи России, и разрешила приобретать зем. собственность. В 1827 К. Крыма (как и татары крымские), а в 1828 — К. Литвы и Волыни были освобождены от воин, повинности. Стремясь улучшить свое правовое положение, лидеры К. добились в 1835 изменения офиц. назв. общины: вместо евреи-К. получили назв. «русские К. ветхозаветного вероисповедания» (позднее — просто К.). В отличие от евреев Крыма, в осн. мелких торговцев и ремесленников, К. были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврич. губ. К. получили права религ. самоуправления (подобно крым. мусульм. духовенству). Резиденцией гахама (хахама, главы караим, духовенства) была Евпатория, здесь находилась караим, типография. В 1863 К. были полностью уравнены в правах с жит. России.
После 1917 часть крым. К. эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число крым. и польско-литов. К. уменьшилось в рез-те ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами — 5 тыс.; в 1932
— в СССР (преим. в Крыму) ок. 10 тыс. и 2 тыс. — в осн. в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. Во время 2-й мировой войны К., как правило, не подвергались преследованиям со стороны герм, оккупац. властей, т. к. мин-во внутр. дел Германии (5 янв. 1939) вынесло решение, что К. не принадлежат к евр. общине и их «расовая психология» не является еврейской. Среди воевавших в рядах сов. армии К. в годы Вел. Отеч. войны был ген. армии, Герой Сов. Союза В. Колпакчи (1899—1961). После войны процесс ассимиляции К. в России продолжался. Если в 1897 общая числ. К. в России составляла 12,9 тыс. чел., то в 1959 — 5,7 тыс., в 1970 — 4,6 тыс., в 1979 — 3,3 тыс. (16% из них указали караим, яз. в качестве родного). В 1989 — 10,3% К. указали родным караим, яз. (в пределах бывшего Союза
— 19,3% К.).