ОРОЧИ, орочисэл, нани (самоназв., последнее заимствовано от амур, нанайцев: на - земля, ни - человек, перевод - "местный житель"; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности). Численность в Российской Федерации 915 чел. Живут в Хабаровском кр. дисперсно, преимущественно на р. Тумнин близ г. Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре. Говорят на орочском яз., к-рый в нач. 20 в. делился на диалекты: тумнинский, хадинский, хунгарийский. Сохраняется обособленность только хунгарийского диалекта. Яз. бесписьменный. Современные О. двуязычны, а молодое поколение владеет только русским (родным орочский яз. считает лишь 18,8% О., а русский - 79,5%). В 18 в. существовала сев. группа близ Де-Кастри; в 1850-х гг. её переселили на оз. Кизи, постепенно в 20 в. она выселилась на Амур и ассимилировалась среди ульчей.
Основные и круглогодичные занятия - рыболовство и охота. Главный объект рыбной ловли - лосось. Запасы вяленого лосося (юкола) давали возможность выжить в неблагоприятные для промысла др. видов рыбы и охоты годы. Ловили рыбу сетями (адули, чидя) разных видов, неводами (дагдали), острогами (мэнимэ, дюнгни), изгородями, ловушками, удочками (умэ, копчо), крючками и т. п.
Орочка.
Важным объектом охоты были крупные копытные - лоси, олени, изюбры, мелкие - кабарга, косуля и др., а также медведь и кабан. На этих животных устанавливали самострелы, разл. ловушки, петли, подстерегали их в лодках по ночам на озёрах и заливах. Зимой их гоняли по глубоким снегам, а в марте - по насту и били копьём (гида), из лука (бэи), из ружья (ещё в 19 в.). Нек-рые О. занимались добычей пантов. Пушная охота проводилась с кон. окт. по февр. - март. Охотник выслеживал пушного зверя, бил его из ружья, ставил самострелы (туга, дэнггу), но чаще всего сооружал на тропах давящие ловушки, ставил петли на соболя (на переправах через ручьи), а также сеточки-рукавчики (адолика). Важнейшие этапы рыбной ловли, таёжной охоты отражались в нар. календаре (как и у др. народов Амура). Для охоты на нерп О. использовали благоприятные весенние дни апреля - мая. Сев. О. били нерп и сивучей острогой с длинным - до 15 м древком. В пищу употребляли преим. жир зверя, шкура употреблялась для изготовления одежды и обуви.
Неотъемлемым элементом промыслов и всего обихода были транспортные средства; это прежде всего лодки - как дощатые: большие - морские, и плоскодонки с парусами (оморочки), так и долблёные, на одного-двух чел. Зимой охотнику была необходима ручная ("грузовая") нарта: он уходил на промысел в тайгу на лыжах, тянул за собой гружёную нарту с помощью одной-двух охотничьих собак. Ездовыми собаками пользовались для передвижения по реке на нартах амур, и вост.-сиб. типов.
В хозяйств, деятельности О. существовало строгое разделение труда. Мужчина занимался не только добычей основных средств существования - рыбы и зверя: он сам делал сети, неводы, ловушки, лук и стрелы, сооружал жилые и хоз. постройки, лодки, нарты, лыжи и пр. Женщине обычно выпадала обработка шкур, кож добытых животных, а также рыб, выделка замши и т. п., изготовление из этих материалов одежды, обуви, головных уборов и др. предметов быта; приготовление юколы.
Переправа на лодке.
Семья у О. была экономич. ячейкой об-ва и обычно владела для этого всем необходимым (жилищем, орудиями промыслов, транспортными средствами). Семьи были простые (малые) с небольшим числом детей. Полигамные семьи возникали обычно в результате бытования обычая левирата.
Селения не имели границ, бытовали традиции свободного поселения (чел., семьи - где угодно) и свободных промыслов, без ограничений. Как и у всех народов Амура, строго соблюдалось правило "первого захвата" для любого чел., любой семьи: оно касалось и мест добычи соболя. Чел., охотившийся в каком-либо месте ранее других, имел преимущества перед ними; любой родовой или межродовой суд поддерживал подобные установки. Такой участок мог переходить от отца к сыну.
Между селениями размером в 2-3 жилища были расстояния в десятки километров. В селениях жили семьи разл. родовой принадлежности. Большинство родов было малочисл. Многие семьи разных родов объединялись в "союзы" (доха). Осн. функция рода - регулирование брачных отношений, выполнение некоторых религ. обрядов. В силу дисперсности расселения родов (семьи одного рода жили на расстояниях в десятки и даже сотни километров) повседневную взаимопомощь оказывали друг другу соседи. Терр.-соседская община - основной социальный организм у О. - функционировала издавна одновременно с родом.
Люлька.
О. вели оседлый образ жизни. Некоторые их селения существовали десятки и даже сотни лет (Монгокто, Уська и др.); это были зимние селения с зимними жилищами (туэдя) - срубными полуземлянками с двускатными крышами, открытым очагом и нарами по стенам. Здесь жили семьи охотников, когда те уходили на пушной промысел. Летом семьи разъезжались по рыбалкам; в это время сооружали жилища разл. форм: конические, двускатные, четырёхугольные корьевые домики (кава) и т. п. Охотники жили в конических вэнтэхэ, построенных из плах. Разнообразны были хозяйств, постройки: амбары - срубы на высоких сваях, разл. форм вешала - для сушки юколы, сетей, для утвари и т. п.
Традиц. муж. и жен. одежда О.: по-кто - халаты (у мужчин также энгэрэгдэ - куртки-халаты) с застёжкой на правом боку, из ткани (зимой - хокто - на вате), из рыбьей кожи, качуи - из ровдуги (замши), зимой шубы эруэ - из собачьих шкур. Охотники носили куртки из двух шкур с голов сохатых с ременными завязками, юбки, ноговицы и штаны из замши, рыбьей кожи, нагрудники на меху, маленькие шапочки с матерчатым покрывалом. Жен. одежда отличалась от муж. красочным орнаментом, нарядными пелеринами, длинными нагрудниками эвенк, типа, расшитыми металлич. бляшками и бисером. Разнообразны головные уборы - жен. меховые и ватные капоры, берестяные плоско-конич. шлемы, богато орнаментированные. Обувь - разл. типов, покроев и назначений из нерпич. шкур, рыбьих, лосиных и пр. кож. Среди многообразных муж. и жен. украшений - жен. носовые серьги, браслеты и т. п., муж. и жен. косы.
Пища О., преим. рыбная и мясная, насыщена витаминами за счёт разнообразных дикорастущих - корней, трав, ягод, свежих и заготовлявшихся впрок. В пище преобладала свежая рыба. К сушёной (вяленой) рыбе чаще обращались тогда, когда не было свежей.
В религ. верованиях О. населялась духами вся окружающая природа: духи жили среди людей, в тайге и на небе, в реке, горах. Духи - хозяева тайги, реки, гор, огня давали человеку зверя и рыбу. Известны "медвежьи праздники", связанные с ловлей в тайге и с содержанием в теч. 2-3 лет медведей в неволе; звери в них выступали как посланцы духа - хозяина тайги. Прежде чем убить медведя, его кормили, соблюдали множество табу, ритуалов, выказывали ему любовь и почтение. Атрибутика орочских шаманов: нерпичья юбка поверх халата, гремящий пояс с подвесками, овальный бубен, посох и т. п., напоминала атрибуты ульчских и нивхских. Шаманы делились на слабых и сильных, последние (только мужчины) имели силу отвозить души умерших в загробный мир (как и у нанайцев, ульчей). О. были крещены, ещё в 19 в. стали носить рус. имена.
Богат и разнообразен фольклор О. с историч. преданиями и волшебными сказками, загадками и песнями. Игры, в т. ч. спортивные, были распространены преимущественно среди мальчиков и юношей. Танцы и пение в быту проявлялись ограниченно, эта сфера культуры мало изучена. Из муз. инструментов известны дудочки-флейты, примитивные скрипки. В развитии орнаментального иск-ва О. не уступали своим соседям. Мужчины славились резьбой по дереву и кости, берестяную утварь, одежду и обувь украшали женщины. Стиль орнамента, техника швов в ороч-ском иск-ве имели свои характерные черты. К наст, времени мн. черты традиц. культуры О. не сохранились. Из среды О. выделяется нац. интеллигенция (врачи, учителя и др.).