ЧАМАЛАЛЫ, чамалали, чамалади, ч а м а-и г а (самоназв. - "сухая курага"). Численность в Российской Федерации ок. 9,5 тыс. чел. Ч. - коренное нас. Дагестана. Числ. в Дагестане 7,2 тыс. чел. (Цумадинский р-н). В небольшом количестве (2,1 тыс. чел.) живут в Чечне. Переписи нас. быв. СССР включали Ч. в состав аварцев. Лишь в переписи 1926 они были выделены самостоятельно (3,4 тыс. чел.). Говорят на чама-лальском яз. Делится на диалекты: такваринский, гигатлинский. Распространены авар., рус., частично чеч. яз. Чама-лальский яз. бесписьменный. Верующие - мусульмане-сунниты, шафииты.
Традиц. занятия - земледелие (пашенное) и скотоводство. Осн. орудие для пахоты - бияца (род деревянного чиркающего безотвального пахотного орудия типа рало). Кроме того использовали дерев, лопаты, вилы, грабли. Осн. злаки: ячмень (бечIн), пшеница (цибакъ), кукуруза (чанкала).
Чамалал с музыкальным ментом.
В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Кроме того, разводили коз, коров, быков горской низкорослой породы, а также ослов, мулов в качестве тягловой рабочей силы и вьючных животных, лошадей для верховой езды и перевозки грузов. Развито также садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине р. Андийское Койсу). Ремёсла: ткачество (сукноделие), произ-во войлока, паласов, медной посуды, дерев, утвари, ювелирное (обработка серебра, выделка разл. жен. и муж. украшений), кузнечное дело, обработка шкур, кож, изготовление обуви, головных уборов, теплой одежды, преимущественно шуб и курток. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные р-ны Дагестана. Совр. занятия Ч. - жив-во, пахотное земледелие, огородничество, садоводство, частично пчеловодство, ремесленное произ-во (произ-во войлока, паласов, деревянной утвари, кузнечное дело, обработка шкур, изготовление шерстяной обуви, головных уборов, шуб, курток из овчины).
Преобладает малая двухпоколенная нуклеарная семья. Средний состав семьи 4-5 чел. Предпочитают кузен-
ные браки (эндогамия). Из-за позднего распространения ислама (17-18 вв.), большой роли женщины в х-ве горянка обладала почти равными правами с мужчинами.
В семейных отношениях существовали строгие нормы: подчинение младших старшим, женщин - мужчинам. Женитьба проходит в три этапа: сговор, сватовство, свадьба. Основное свадебное торжество происходит в доме жениха. Интересны некоторые свадебные обычаи, имеющие древние корни. Перед отправкой в дом жениха во дворе родителей невесты разыгрываются сценки: группа девушек-ровесниц невесты и самые близкие её родственницы, одетые, как и невеста, в нарядные платья, закрывают лица. Одна из женщин, показывая девушек дружку жениха, пришедшему за невестой, спрашивает его, кто из них невеста настоящая. Если тот угадывает, то выкуп не полагается, если не может угадать, то должен за определённый выкуп узнать от них, кто из них невеста. Кроме того, во дворе родителей невесты на мужчин из свиты жениховой родни набрасываются незамужние женщины с самодельными деревянными ножами, рвут их одежду, снимают с них шапки, уносят с собой и не отдают, пока не получают выкуп. Мужчины не должны сопротивляться. Иногда мужчины, шедшие за невестой, возвращаются в разорванной одежде и в кровоподтёках. Излюбленное и традиционное поздравление невесте, жениху и их родственникам по случаю свадьбы: "Чтобы невеста выиграла в хозяйстве, а проиграла мужу". Через неделю после свадьбы жених приглашает к себе домой своих родственников, устраивает им угощение. Он же режет в этот день барана, тушу к-poro варят на общественном месте. Здесь же происходит потасовка между молодыми мужчинами за овладение тушей барана. Тот, кому достаётся туша, идёт к себе домой с друзьями и веселится с ними целый день.
Селение Цидатль.
Поселения кучевые и ступенчатые, со всех сторон окружённые оборонит, и сторожевыми башнями. Здесь несли дежурство по очереди представители всех тухумов, проживающих в селении. Каждое селение состояло из нескольких (обычно 5-12) кварталов. Каждый квартал имел свою квартальную мечеть, а в центре селения находилась пятничная (джума) мечеть. Для селений характерны плотная застройка, отсутствие усадьбы, зигзагообразные, туннеле-образные улочки, образуемые глухими стенами домов. За годы сов. власти селения расширялись. Новая часть селений имеет горизонтальную разбросанную планировку.
Дома каменные одно-, двух- и трёхэтажные, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. В плане они имеют квадратную форму. Входная дверь расположена со стороны улицы, очаг в старых домах устроен посередине помещения; дальнейшее развитие жилища привело к перемещению его к противоположной от входа стене. Встречаются дома с лоджиями, верандами, галереями. В последнее время лоджии стали застеклять. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные, обмазанные местной глиной. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двухскатными крышами из шифера или кровельного железа, с дерев, полами, полутора-этажные (приподнятые), в к-рых углублённый в землю первый этаж используется в качестве хранилища или кладовой. Рядом с жилыми домами деревянные хранилища (гьякьве). Дома плотно прилегают друг к другу, приусадебные участки отсутствуют, хоз. постройки вынесены за пределы селений, В последнее время в качестве хлева для личного скота используется первый этаж, сараем для сена служит третий этаж старого жилого дома. В новых домах сарай устроен во дворе, вдали от жилого комплекса, а хлев недалеко от него.
Традиц. муж. одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной шубы разл. модификаций, овчинных безрукавок и курток с рукавами, бурки из войлока. Головным убором служила овчинная папаха конич. формы шерстью наружу. Традиционная обувь: чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока и вязаные шерстяные носки. Жен. одежда состояла из нательной рубахи, платья темной расцветки, штанов также темной расцветки, подпоясываемых длинным матерчатым поясом яркой расцветки, резко выделяющейся на фоне платья. Тёплой одеждой служила овчинная шуба, мало чем отличавшаяся от шуб мужских. Традиц. элементом жен. головного убора являлась чухто общедаг. типа (чепец, закрывающий голову, и сшитый к нему мешочек для волос, свисающий на спине). Поверх чухто носили платок из домотканого сукна (в сов. время стали носить разнообразные покупные платки). Обувь была такая же, как и у мужчин. Обрядовая одежда не отличалась от повседневной. На свадьбе носили одежду поновее, во время траура старались носить одежду постарее. Украшением мужчин служили кинжал, муж. пояс, газыри черкески; у женщин - налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чепцу, кольца, монеты, серьги-подвески, шейные цепочки, подвески, бусы, монеты (медные и серебряные). Традиц. костюм в наши дни вышел из употребления, сохраняются отдельные его элементы, оправданные в суровых условиях гор в качестве теплой одежды (шубы, безрукавки, овчинные шапки), а также в качестве реквизита для коллективов худож. самодеятельности. Наиб, консервативной оказалась жен. одежда, некоторые элементы к-рой (преимущественно украшения) сохраняются в быту и в наши дни в отдельных семьях как семейные реликвии. Старшее поколение женщин иногда появляется вне дома в нац. одежде - особенно в праздничные дни и во время семейных торжеств.
Традиц. пищей служили продукты земледелия и животноводства, обогащенные продуктами собирательства в виде съедобных трав и растений, а также фрукты и огородные культуры, проникшие к Ч. сравнительно недавно (капуста, перец, помидоры, огурцы и т. д.). Ежедневной пищей является мучная, излюбленным блюдом - хинкал (галушки) с мясом и без мяса с добавлением чеснока. Предпочитают хинкал с сушеным мясом. Хлеб преимущественно пресный.
Ч. создали богатый песенный и танцевальный фольклор. Осн. музыкальным инструментом служит пандур - род струнного муз. инструмента (струны сделаны из сушеных кишок животных). Распространены зурна (род дудки), бубен в качестве ударного инструмента. Сохранились нар. поговорки, пословицы, предания, сказки, показывающие нар. видение окружающего мира. Из календарных обрядов и праздников наиб, распространение получил праздник первой борозды - начала сельско-хоз. работ. Традиц. верования - вера в существование разл. духов гор, природы, демонология, культ святых, предков. Распространены были знахарство, гадания, обряды вызова дождя, солнца, разл. виды магии.
Длительное время происходит процесс консолидации с аварцами, песни исполняются на авар, языке, преподавание в школах проходит на авар, яз., в результате чамалальский яз. превращен в бытовой. Он оскудевает и теряет свой словарный фонд.