ЧЕЧЕНЦЫ, н о х ч и и (самоназв.). Численность в Российской Федерации 899 тыс. чел. (1989). Ч. - коренное нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. чел.). Числ. в Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), Астраханской (7,9 тыс. чел,), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской (4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), в Москве (2,1 тыс. чел.). Численность в Казахстане (49,5 тыс. чел.), в Киргизии (2,6 тыс. чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.).
Верующие Ч. - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири. Говорят на чеч. яз. Распространён рус. яз. Письменность создана в 1938 на основе рус. графики.
Ч. соседние народы называют по-разному: осетины - сасан (сасайнаг), кабардинцы - шешен, кумыки - мычы-гыш, аварцы - буртиел, грузины - кисти, арабы - шашани и т. д. В "Географии" Страбона упоминается древний этноним гаргареи, этимология к-рого близка нахскому "гергара" - родной, близкий, родств. Нахскими считаются и этнонимы исадики, троглодиты, двалы и др.
В арм. источниках 7 в. Ч. упоминаются под именем нахчаматьян (г. е. говорящие на яз. нохчи"). Груз, источник "Картлис Цховреба" знает Ч. как дурдзуков, малхи и кисты. В "Летописных хрониках" времени Георгия Блистательного (1314-1346) упоминается "народ нохчи", т. е. под нынешним самоназванием Ч. В перс, источниках (13 в.), в частности в труде Рашид-ад-Дина,
дано название "сасаны" - Ч. в иран. транскрипции, к-рое вошло позже в рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные названия Ч. (ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - чIаьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - тIерлой).
В 5-4-м тыс. до н. э. кавк. автохтонные племена совершают переход от кам. орудий труда к металлич. и достигают определенного уровня цивилизации. На Кавк. перешейке складываются близкородств. археологич. культуры - майкопская и куро-араксская. Антропо-логич. тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа, когда на терр. Центрального и Сев.-Вост. Кавказа расцвели кобанская и каякентско-хара-чоевская культуры, имевшие уникальные черты.
Древние Ч., освоившие не только сев. склоны Кавк. хребта, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а в последующем с сарматским и аланским кочевым миром. Крепли связи с древнегруз. царствами. Груз, летописи называют этнич. объединения Чечни в контексте событий 4 в. до н. э.
В равнинной зоне Чечни и близлежащих областей Сев. Кавказа в 8-12 вв. зародилось и расцвело полиэтнич. Аланское царство, в то время как в горной зоне Чечни и Дагестана сформировалось раннее гос. образование - Сарир. Своеобразный аланско-горский симбиоз, достигнутый в эпоху раннего средневековья, был разрушен походами татаро-монгол, войск (1222 и 1238- 1240). Степная затеречная и частично Чеч. равнина вошла в состав Золотой Орды. Медленно преодолевая последствия нашествия, население Чечни к концу 14 в. объединилось в государство "Симсисм", имевшее правителем Гаюр-хана.
Традиционное жилище.
В 16-17 вв. Кавк. перешеек являлся неизменным объектом притязаний Османской империи (с ее вассалом - Крымским ханством), Сефевидского Ирана и Московской Руси. В ходе военной и дипломатич. борьбы между этими гос-вами на чеч. землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатич.
связи чеч. правителей и аульных обществ с Москвой. Тогда же складываются и современные границы расселения сформировавшегося чеч. этноса. Начиная с Петра I политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. Горцы Чечни были прямо заинтересованы в развитии с Россией и рус. народом взаимовыгодных эконо-мич. связей, однако они же резко протестовали против попыток царизма ограничить политич. самостоятельность Чечни, Такое же сопротивление оказывалось Турции и Ирану. В последние годы правления Екатерины II рос. войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока к Владикавказу по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту освобод. движения Ч. в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля. К России Чечня была присоединена в 1859. До Октябрьской рев-ции Чечня входила в Терскую обл. вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у неё в ходе Кавказской войны. Было введено делопроиз-во и преподавание на родном языке, проведены культурные и соц.-экономич. преобразования позитивного характера. Однако начавшаяся в 1920-е гг. коллективизация, к-рая сопровождалась репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. АО в Чеч.-Ингуш. АО, к-рая в 1936 преобразована в Чеч.-Ингуш. АССР.
В февр. 1944 части Красной Армии и войск НКВД (числ. до 200 тыс. чел.) в течение нескольких суток отправили в ссылку в Казахстан ок. 500 тыс. Ч. и ингушей. Из них значительное число погибло в первый год ссылки от голода, холода и болезней. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. АССР, упраздненная в 1944, была восстановлена. Но при этом оказались закрытыми для проживания несколько горных р-нов Чечни, бывших жителей этих р-нов стали селить в плоскостных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы, вернувшись в Дагестан, не обрели вновь своих родных аулов и нац. р-на.
В ноябре 1990 сессия Верховного Совета респ. приняла Декларацию о суверенитете, 1 ноября 1991 была провозглашена суверенная Чеченская Республика.
Градиц. земледельческими культурами Ч. были ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Достаточно развито было садоводство и огородничество. Ч. выращивали яблоки, груши, сливы; из овощей - лук, чеснок, тыкву и др. Орудия земледелия были разных видов и типов и зависели от вида работы: орудия полеводства: пахотные орудия "гота" - плуг; "нох" - полезное пахотное орудие; бороны, которые подразделялись на разные типы: волокуша, бороны с поперечной доской, рамная борона.
Горная Чечня.
Хоз. деятельность Ч., особенно в нагорной полосе, в значит, степени была связана со скотоводством. Альпийские луга и сенокосы являлись сырьевой базой скотоводства. Разводили Ч. как кр. рог., так и мелкий скот. Овцеводство в Чечне было развито повсеместно; овцы были неприхотливы, паслись на крутых склонах гор. Летом скот находился на высокогорных альпийских лугах. Кр. рог. скот, преимущественно разводимый в равнинных районах Чечни, кроме пополнения пищевых запасов и сырья для домашних промыслов (одежды, обуви, орудий труда и др.), использовался в качестве рабочей силы при обработке пахотных земель, перевозке грузов (быки, буйволы). Ч. издавна занимались коневодством, предпочитали лошадей благородных кровей для верховой езды.
Между горными и равнинными районами Чечни существовала определенная специализация, своеобразное разделение труда. Получая хлеб с равнины, горные Ч. должны были иметь возможность сбывать взамен излишки скота. Пастбища разбивались на участки, два из к-рых "отдыхали" три года. Кр. рог. скот, к-рый подразделялся на молочный, нателы и молодняк, первым выпускали на пастбища, затем по ним прогоняли мелкий рогатый скот. Такой порядок выпаса давал возможность сохранять пастбища и в то же время использовать их в полной мере.
Важную роль в х-ве Ч. играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Его производили в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах в 80-е гг. 19 в. до 2000 кусков в год.
Оружейное производство Ч. было высоко развито из-за постоянной угрозы внешней опасности. В числе наступательных и оборонительных видов оружия использовались луки, арбалеты, копья, пики и дротики, мечи, палаши и сабли, боевые ножи, топоры, шлемы, кольчуги, панцири, наколотники и кольчатые перчатки. Очень ценились сабли с изображением волчка. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др. Повсеместное распространение имела обработка кожи. Традиционной и повседневной была обувь из сыромятной кожи. Выходной обувью служили ноговицы, сапоги, башмачки и чувяки. Кожу использовали и для изготовления кисетов, чехлов, ремней, кобуры и др. Было развито производство войлочных ковров, ярко украшенных разнообразным растительным и другим орнаментом. Среди домашних промыслов в 19 в. выделялось особенно производство бурок и других войлочных изделий. Значительное развитие у Ч. получило и деревообрабатывающее ремесло. Почти вся домашняя утварь и обстановка в доме были деревянными. Важное место занимало изготовление с.-х. инвентаря из дерева и железа. Центрами гончарного производства были Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др.
Были развиты ювелирное, кузнечное ремесло, горный промысел, производство и обработка шёлка, сыроварение, мукомольное дело. Были мастера по обработке рога и кости, производству тростникового и арбузного мёда.
Горные селения отличались бесплановой скученной застройкой. Встречались двухэтажные каменные дома, многие селения имели жилищно-оборонитель-ные башни в 3-5 этажей. Высшим достижением каменного зодчества Чечни являются жилые и оборонительные сооружения - жилые и боевые башни, крепости, замки. Искусные мастера повсеместно почитались и хорошо оплачивались. У Ч. бытовало традиционно два основных типа жилищ: каменные дома с плоской крышей в горах и турлучные дома на равнине. Традиционно поселения на равнине были крупными, растянутыми вдоль рек или дорог. При строительстве поселений учитывались условия: возможности обороны, близость к сенокосам и пастбищам, наличие воды и т. д. Важную роль также играла и плотность населения. В горных селениях было 19-25 и более дворов; в равнинных селениях 500, 600 и даже 4000 домов (например, в селении Урус-Мартан).
На планировку дома, функциональное назначение помещений влияние оказывали социально-экономические условия жизни населения, структура и форма семьи. Планировка усадьбы была разнообразной: замкнутая круговая кареобразного плана; замкнутого типа; скученная террасообразная; свободная разбросанная; подворно - ездовая; улично-квартальная.
Горная долина близ Грозного.
В настоящее время почти все селения Чечни имеют правильную улично-квартальную планировку, общественный центр. Наблюдается тенденция возрождения горных селений, безосновательно отнесенных в недалеком прошлом к числу неперспективных и разрушенных. Тип усадьбы определялся местоположением селений. В горах различались два основных вида усадьбы: с горизонтальной и вертикальной застройкой. На равнине жилище обычно обносилось забором, а во дворе возводился целый ряд хозяйственных пристроек - навес "parly", хлев - "божал", курятник - "котам бун". Обособленно устраивалось и гостевое помещение.
Обязательной частью любого дома являлась большая комната хозяина. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи, к ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Часто эти помещения выполняли и функции гостиной. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели. В ней помещались сундук, низенький столик на трёх ножках и несколько скамеек. Стены увешивали шкурами диких животных, коврами - и на них развешивали дорогое и красивое оружие, пол покрывали циновками.
Древнейшим видом отопления жилища у Ч. был открытый очаг в центре помещения, в к-ром постоянно поддерживали огонь. Очаг, надочажная цепь, зола, уголь считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он становился на правах родственника. Над-очажной цепью и огнем клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась жена. Очаг как бы делил внутреннее пространство на две - мужскую и женскую - половины.
Одним из основных источников сырья являлась овечья шерсть, из к-рой изготовлялись шерстяные ткани нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно производство шёлка и полотна из льна. Традиц. одежда Ч. имела много общих черт с общекавказским костюмом. Муж. одежда: рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник имел вертикальный разрез спереди, застёгивающийся на пуговицы, - "нюда" или "ветанаш", рукав длинный. Носилась такая рубаха навыпуск, с поясом или без него. Поверх рубахи надевали бешмет, к-рый был повседневной и праздничной одеждой. На него надевали пояс с кинжалом или боевым ножом. Бешмет прилегал к талии, основа - цельнокроеная, а бока - отрезные из клиньев. Муж. традиционной одеждой служила и черкеска, к-рая считалась праздничной одеждой. Черкески шили отрезные по талии, нижняя часть расклешенная. Ворот открытый с отрезным треугольным вырезом на груди, с металлическими застёжками до пояса. На грудную часть по обе стороны нашивались газырницы из кожи.
Из домотканого сукна или кожи шили штаны, суженные книзу, к-рые заправляли в ноговицы, сшитые из сукна, сафьяна, овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка - "верта". Головными уборами мужчин были овчинные папахи, высокие, расширяющиеся кверху, из более ценных мехов (каракуль - "хол азкуй" и др.). Пастухи носили меховые шапки, к-рые лучше защищали от холода, дождя и снега. Имелись и войлочные шляпы. Шапка являлась олицетворением мужского достоинства и "покушение" на неё (сбивание) было оскорблением, к-рое смывалось только кровью.
Основными частями жен. одежды Ч. были рубаха и надевавшиеся под неё штаны. Наиболее ранним типом платья была широкая, туникообразная рубаха, длина к-рой была различной, иногда ниже колен, а иногда и до земли. Ворот с разрезом на груди; застёгивался на одну или же три пуговицы ("нюда", "вата"). Верхней распашной одеждой девушек был бешмет. Праздничной, свадебной одеждой служило "гIабли" из шёлка, бархата и парчи, к-рая шилась по фигуре, со скошенными бортами, открытой грудью, без воротника, с застёжкой до пояса. Нижняя часть отрезная по талии, рукава длинные или же до локтя, поверх рукавов пришивалась свисающая лопасть ("тIемаш"). На "гIабли" нашивались застёжки - "чIальпазаш" от ворота до талии, но застёгивались только нижние, остальные играли роль украшений. Необходимыми атрибутами "гIабли" были специальный нагрудник и пояс. Женщины старшего возраста носили бешметы. В качестве праздничной выходной одежды женщины надевали туфли с глухим носком, без задника, на твердой основе, с каблуком.
Женщины на озере Кезенойам.
Жен. головные уборы отличались значительным разнообразием: большие и малые платки, шали - "кортали", различающиеся по материалу, качеству, цвету и т. д. "Кортали" бывали шифоновые, шёлковые, шерстяные: "къеда болу кортали", "къинжа алу кортали" - большой теплый платок. Покрывали платок так, чтобы один конец спускался на грудь, другой - закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали "чухту" - тип головного убора, плотно облегавший голову с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. У Ч. любой обряд, связанный с семейной жизнью и другими событиями, совершался в головном уборе. В жен. одежде значительную роль играл цвет. По цвету шальвар в прошлом можно было определить: замужняя, незамужняя женщина или же вдова. В одежде в прошлом обрядовую "охранительную" магич. функцию играл белый цвет, цвет чистоты, света и "невинности".
Пища Ч. была основана на продуктах земледелия и скотоводства (растительная и мясо-молочная) и подразделялась на повседневную и ритуальную - праздничную, свадебную, поминальную. Ритуальная пища свидетельствует в одних случаях о радости, в других - о горе, она отличается от повседневной способами приготовления, объёмом и т. д. Праздничную и обрядовую пищу условно можно разделить на связанную с семейными обрядами и семейными праздниками и с праздниками календарного цикла. Пища менялась в зависимости от времени года: весной преимущественно - растительная, летом - фрукты, молочные блюда, а зимой - в основном мясные. Повседневная пища основной массы Ч. в прошлом была скудной и однообразной: "сискал-берам" (чурек с сыром), разные супы, каши, блинчики ("шури чIепал1аш"), а у более состоятельных: "къалд-дяттий" - творог с маслом, "жижа-галнаш" - мясо с галушками, мясной бульон, лепешки с сыром, мясом, тыквой и др. Хлеб "бепиг", "кхаллар" до настоящего времени продолжает оставаться одним из основных элементов повседневной пищи Ч. Они заимствовали борщи, котлеты, пловы и др.
Общественные и семейные отношения Ч. были сформированы следующим образом. На нижней ступени социальной лестницы стояли рабы и их потомки, которые образовывались из пленников. Невыкупленный пленник превращался в раба, к-рый работал в семье своего хозяина: ухаживал за скотом, пахал, сеял, собирал урожай и т. д. Он, как правило, жил в пристройке к хозяй-.скому дому. Однако со временем некоторые хозяева за верную и долголетнюю службу сажали пленника на участок земли и разрешали ему заводить семью и возвести свой собственный дом и даже башню, но обязательно незавершенную.
Изменения в социально-экономическом строе отражаются в языке. Приблизительно с 17 в. у Ч. распространение получают такие слова, как "эла" - князь, "сту" - "княжна", "оьзда нах" - благородные люди, "ялхо" - слуга и т. д. Эта терминология отражала существующее сословное неравенство, подкрепляемое определёнными привилегиями или, наоборот, неполноправие. Представители низшего сословия являлись неполноправными общинниками, им постоянно напоминали об их происхождении.
Процесс распада первобытно-общинного строя у Ч. прошёл длительную эволюцию. В горных ущельях родовое землепользование сменяется подворным, в распоряжении общин остаются только неразделённые земли. В силу специфических горных условий земледельческого труда Ч. вы работались нормы обычного npais;i по к-рым человек, приложивший труд к земле, считал эту землю своей собствен ностью и вследствие этого нек-рые xo:t ва тайповых башен, патронимии стано вились собственниками пахотных земель. По патронимии Ч. осн. средства произ-ва делились по числу дольщиков - сыновей, патронимические поселения были наиболее схожи с соседской общиной. Патронимия у Ч. называлась "гар", "тайп". Патронимия образовывалась из группы родственных семей, находившихся друг с другом в кровном родстве. Господствующей формой общины была соседская, состоящая из разных фамилий, как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. С древнейших времен общественная жизнь общины регулировалась народными собраниями, сходами, состоявшими из всего мужского населения общины. Состав схода (чеченское название - "кхел" - совет, суд) строился на основе представительства от дворов, патронимии. Он имел право решать общественные, хозяйственные, судебные и другие дела общинников. Следующим звеном политической структуры был сход всей общины ("общинный кхел"), к-рый выступал регулятором использования общинного леса, пастбища, определял сроки пахоты и время начала сенокошения, выступал посредником при примирении кровников и в др. вопросах.
Средневековый башенный комплекс на отроге хребта Бастылам.
Почитание старших, уважительное отношение к родителям было характерной чертой Ч. Неуважение к родителям, старшим рассматривалось как самый сильный порок. Высоко ставился авторитет матери, бабушки. Были разработаны специальные правила этикета по отношению к старшим по возрасту: им уступают место, дорогу, слово. Большим уважением в чеч. обществе пользовалась женщина.
В общественном быту Ч. обычай гостеприимства играл значительную роль. Независимо от национальности и вероисповедания гостем мог быть любой человек. За нарушение обычая гостеприимства хозяин терял авторитет и уважение. Обычай гостеприимства спасал даже убийцу в доме его врага и принявший его в дом хозяин предоставлял ему приют и гарантировал беглецу безопасность, а в случае необходимости, защищал преследуемого с оружием в руках. Гость всегда был носителем новых вестей о жизни и делах в других аулах, а нередко и других народов и стран. Чужестранцу Ч. оказывали особое гостеприимство, как бы своим приемом выполняя две функции: с одной стороны - традиционный долг гостеприимства, с другой - хозяин в своём лице представлял перед гостем чеченский народ и тем самым осуществлял дипломатич. миссию. Правила приёма гостей были закреплены древней народной традицией. Были распространены куначество и побратимство.
Важное значение в быту Ч. имел институт взаимопомощи ("белхи" - от слова "болх" - работа), один из наиболее типичных обычаев Ч., своими корнями уходящий в глубокую древность. В этом плане трудовая помощь родственников, соседей, односельчан занимала ведущее место. При земледельческих работах, строительстве, в животноводстве, обработке шерсти и др. использовался этот обычай. Институт взаимопомощи используется и в наше время при строительстве домов, ремонте дорог, при уборке урожая и т. д.
Есть и обычаи, коренящиеся в далеком прошлом. Среди норм обычного права Ч. особое место занимал обычай кровной мести, восходящий к родовому быту. Эта норма соответствовала принципу "око за око", "зуб за зуб". Распространён был обычай объявлять проклятие виновнику, иногда целым селениям или обществам. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийства гостя, прощённого кровника, измена родине, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами селения или группы сел. По мере изменений в общественно-экономической жизни народа этот обычай хотя и сохранился, но претерпел существенные изменения. Возможность и условия примирения решались на народных сходах. Казнь и штрафование преступника в чеч. обществе в прошлом применялись очень редко.
Статус женщины соответствовал тому важному положению, к-рое она занимала в обществ, произ-ве и в трудовой жизни семьи. В прошлом женщина у Ч. пользовалась относительно большей свободой. Девушки и даже замужние женщины не прятались, не закрывались и не стыдились присутствия мужчин. Мужчины, воспитанные традиционно с детства в духе строгой морали, отличались сдержанностью. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив с головы платок в середину сражавшихся, она могла остановить любое кровопролитие.
Ч. придавали большое значение созданию семьи. Цикл досвадебной и свадебной обрядности охватывал целый коллектив родственных семей, знакомых, соседей. Основными формами брака у Ч. были: по согласию, убегом, умыканием. В семье бытовал ряд запретов: "избегания" - между мужем и женой, между зятем и родственниками жены, между снохой и родственниками мужа, между родителями и детьми. В народной педагогике Ч. большое место занимало трудовое воспитание, к-рое включало как составные части элементы физического воспитания. При этом основное внимание уделялось выработке таких привычек, как терпение, упорство, настойчивость, самообладание, смелость, решительность.
У Ч. богаты и разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.). Большим уважением пользовались народные певцы. Древние традиции развивало музыкальное и танцевальное искусство. Широкое распространение имели музыкальные инструменты: "дечигпондур" - "кехат пон-дур" - гармоника, зурна, бубен, барабан и др.
Духовная культура Ч. включала в себя большой пласт ценностей, накопленных за многовековую историю практической жизни. Важной сферой духовной культуры являлись календарь, счет, метрическая система, агротехнические, зоотехнические, метеорологические и др. знания. Ч. были известны такие астрономические понятия, как горизонт, небо, юг, север и т. д.
Наиболее древней единицей измерения, связанной с чередованием труда и отдыха людей, были сутки. Ислам оказал влияние на счет времени суток. В соответствии с фазами с.-х. работ в прошлом год у Ч. делился на две части: теплое, летнее время, холодное, зимнее время. Переломные моменты года определялись в основном по солнцу, по его отношению к заметным ориентирам (например, вершинам гор), а также по тени от специально установленных каменных стел или вертикальных шестов. По представлениям Ч., днём солнце освещает мир живых, а ночью мир мёртвых, и когда в первом - лето, то во втором - зима. В народном календаре Ч. каждое время года - "мур" делилось на три месяца. Год делился на 12 месяцев, их названия имели функциональное значение. Каждый месяц делился на 4 недели - "къира" и семь дней - "де".
В народной медицине Ч. выделяются два взаимосвязанных слоя: бытовой, носителями к-рого являлись уже определённые люди - народные лекари - "лоры", "знахари" - "хума хууш болу нах". Народная медицина складывалась из рациональных способов и методов лечения, основанных на длительном опыте наблюдений окружающей природы, передаваемых из поколения в поколение; различных магических приёмов лечения, к-рые основывались на религиозных воззрениях и на стремлении знахарей сохранить свое влияние в народе.
Религ. верования Ч. в своём развитии прошли ряд этапов: от ранних первобытных представлений до более развитых политеистических и монотеистических систем. С ранними религ. верованиями связано почитание у Ч. гор, скал, деревьев, рощ и т. д. В системе древних представлений играла важную роль магия. Любовная магия включала разл. действия, имеющие целью приворожить любимого человека. Вредоносная магия преследовала цель наслать на человека болезнь - "порчу". Основными божествами пантеона являлись: Дела - бог солнца и неба, Села - бог грома и молнии, Галь-Ерды - покровитель скотоводства, Елта - покровитель диких зверей, покровитель охотников, Тушоли - богиня плодородия, Эштр - бог загробного мира, и др. Ислам проникает в Чечню с 13 в. через Золотую Орду и Дагестан. В 18 в. полностью завершился процесс исламизации Чечни.
Из среды Ч. выдвинулись известные писатели и поэты: С. Бадуев, Ш. Айсханов, Н. Музаев, С. Арсанов, X. Ошаев, М. Мамакаев, Р. Ахматова, М. Сулаев, А. Айдамиров, Ш. Арсанукаев, Я. Хасбулатов и др., художники Ш. Шамурзаев, X. Ахмедов, С. Юшаев, Д. Идрисов, X. Дадаев, Д. Хасуханов и др., пропагандист нар. музыки (в нач. 20 в.) М. Магомаев. Популярны муз. произв. У. Димаева, А. Шахбулатова, У. Бексултанова, С. Дикаева; среди исполнителей - В. Дагаев и М. Айдамирова, Т. Дадашева, Ш. Эдисултанов, С. Магамадов, М. Эсамбаев (нар. танцы), деятелей театрального иск-ва - артисты А. Дениев, Я. Зубайраев, Т. Алиева, Д. Омаев, А. Хамидов, 3. Багалова, М. Дудаев, А. Исаева и др., режиссеры Г. Батукаев, М. Солцаев, Р. Хакишев и др.
Наиболее влиятельными совр. нац. движениями являются Общенац. съезд чеч. народа, Вайнахская демократическая партия, к-рые возглавили нар. движение за коренные социально-экономические преобразования, суверенитет и независимость респ. Возник и ряд оппозиционных обществ. движений и партий - "Даймохк" ("Отечество"), "Маршо" ("Свобода"), "Нийсо" ("Справедливость"), "Движение демократических реформ", "Гражданское согласие" и др.