ШАПСУГИ, ш а п с ы г (самоназвание). Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ш. составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между pp. Джубга и Шахе (т. н. Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по pp. Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством (в 1724 взяли в плен Давлет Гирея II), имели военные столкновения с др. группами причерноморских адыгов (крупнейшее - война с натухайцами в кон. 18 в.). Осн. соц. группами Ш. были земледельцы-тфокотли и дворяне-тлекотлеши. Попытки тлекотлешей расширить свои сословные привилегии и сопротивление этому тфокотлей приводили к вооруженным столкновениям между ними, особенно в 1790-х гг. (крупнейшее - в урочище Бзиюк в 1796). Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, принимали участие в операциях по разгрому укреплений Черноморской береговой линии в 1840 и др. Из Ш. вышло много военных лидеров - Шеретлук Тугужоко Кизбеч, Аббат Бес-леней и др. В 1850-х гг. с сочувствием отнеслись к идее Шамиля объединить Черкесию против России, терр. Ш. составила один из округов созданного союза, существовавшего до 1859. В кон. 1860 был учрежден меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 было окончательно сломлено их сопротивление, осн. часть Щ. вместе с др. адыгами была выслана в Турцию (эмиграция туда Ш. началась в кон. 1860-х гг.), где была частично ассимилирована, частично - вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться ино-этнич. элементом.
В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, затем в с. Красноалександровское и Лазаревское. Местными властями осуществлялись мероприятия, направленные на развитие и сохранение культурной самобытности Ш. В 1945 Шапсугский нац. р-н был преобразован в Лазаревский р-н Краснодарского кр. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 и 1991 была принята декларация о восстановлении Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского нац. р-на. В Лазаревском функционирует музей истории и быта, издается газ. "Шапсугия".
Традиц. культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овес; с кон. 18 в. широко распространилась кукуруза. Пахали небольшим легким плугом, в который запрягали пару волов. В небольших огородах выращивали лук, тыкву, морковь, свеклу, капусту, чеснок, фасоль, огурцы, перец, к кон. 19 в. появился картофель. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились лишь в минимальной степени, гл. обр. в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки.
В общественно-семейном быту сохраняются мн. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств - грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.