ЛЕВИРАТ (от лат. levir, деверь, брат мужа), обязательный или предпочтительный брак вдовы с братом умершего мужа. Л. был широко распространен в доклассовых общ-вах и у мн. народов (напр., на Кавказе и в Ср. Азии) перешел в классовые оощ-ва. Исторически Л. восходит к традициям групповых брачных отношений (в данном случае к праву младшего брата на жену старшего - левиратная полиандрия), но его оживлению и распространению в условиях патриархата способствовало возникновение брачного выкупа. Приобретенная за выкуп женщина была собственностью семьи, а за другую жену пришлось бы платить новый выкуп. У некот. народов (напр., осетин) Л. действовал особенно сильно при бездетности умершего: здесь ко всему другому добавлялось религ. представление об обязательности продолжения его рода. Особняком стоит т.н. отцовский Л. (термин неточен, но вошел в традицию) - женитьба на овдовевшей мачехе. С кон. 19- нач. 20 вв. нек-рые практиковавшие Л. народы стали от него отказываться, рассматривая как кровосмешение.
ЛИНИДЖ (англ. lineage, от лат. linea, линия, ряд, поколение), принятое в совр. этнологической лит-ре обозначение однолинейных родственных групп. При патрилинейности это патрилиниджи, при матрилинейности - матрилиниджи. Понятие Л. близко к понятию патронимии (матронимии), но отличается от него более широким историч. диапазоном: патронимич. организацию принято относить к ранним общ-вам, Л. же существовали и на более ранних ступенях развития. Разные авторы применяют термин "Л." неединообразно. У одних это только сами кровные родственники, у других - также и члены их семей. В одних случаях под Л. понимают внутриродовые группы относительно близких родственников, ведущих происхождение от памятного реального предка, в
других - намного более сложные иерархические родственные
структуры. При этом различают
минимальные Л., обеспечивающие непосредств. повседневнобытовую деятельность; малые
Л„ в рамках к-рых осуществляется взаимопомощь; большие
Л, с к-рыми связаны кровная
месть и нередко экзогамия;
максимальные Л., объединяющие всех родственников. Одни
авторы пользуются термином "Л." как универсальным,
другие - гл. обр. применительно к народам Африки, в то
время как применительно, напр.,
к меланезийцам предпочитают
термин "клан", а к народам
бывшего СССР - "патронимия".
В первобытном общ-ве Л.
одного уровня обычно равноправны, но с началом классаобразования часто различаются
соц. позициями. Более сильные
и богатые Л., как правило,
связывают свое привилегированное положение с большей генеалогической близостью к родоначальнику. В дальнейшем
выделяются Л. наследственно
правящих вождей (см. Вождество). В раннеклассовых общ-вах
линиджную организацию иногда
сохраняют преим. верхушечные
слои населения, напр., патрицианские или дворянские фамилии, в других случаях - все
население, даже находящее в
ней готовую форму защиты от
закабаления (напр., у зап. адыгов).