ТЕРРИТОРИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ,
пространство, в пределах к-рого распространен тот или иной этнос. Первоначальная Т.Э. - территория, где происходит этногенез, в дальнейшем может меняться и терять компактность вследствие миграций. Тз. разных народов могут в той или иной степени перекрывать друг друга, образуя этнически смешанные ареалы, анклавы и эксклавы. Оторвавшаяся от этноса и мигрировавшая со своей осн. э. группа составляет по отношению осн. части этноса его диаспору, по отношению к этносу, на Тэ. к-рого она проживает, - меньшинство этническое. Отрыв части этноса от осн. Тз. может привести к сепарации. Общая территория служит базой для развития контактов этнических и для объединительных этнических процессов.
Для этносов характерно стре; мление к созданию на своей осн. Т.э. государства или автономии. Этот процесс особенно характерен для периода образования наций. Создание этнических гос-в и политич. закрепление Т.э. способствует сохранению ее компактности. При смешанном расселении этносов, особенно в многонац. государствах, размежевание Т.э. в ходе национально-государств. строительства часто вызывает споры конфликты (см. в ст. Национальная политика).
ТРАДИЦИИ (от лат. tradrtio, передача), процесс внебиологической передачи от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения равно как и сами эти образцы поведения Т. различаются по содержанию (идеи, нормы и т), по функциям (существо Т.- обычаи и их форма - обряды, или ритуалы), по характеру бытования (устные и письменные Т.), с оценочной точки зрения (Т. положительные, нейтральные и отрицательные), в социально-историческом плане (Т. народные и элитарные) и т.д. Т. являются наиболее устойчивой, стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам - новациям, или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия Т. и новаций мн. Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а мн. новации становятся Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: 1) Т. сопротивляются новациям, 2) Те и другие сосуществуют, 3) Т. и новации смешиваются, образуя компромиссные формы - паллиации, 4) Новации превращаются в Т. Таким образом, относительна и устойчивость Т., но все же именно они являются наи-более стабильной частью культуры, обеспечивающей культурную преемственность. В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные историч. эпохи. Тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. в ходе историч. процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету: нарушение его долгое время каралось, затем стало только порицаться.
ТРАДИЦИОННЫЙ, в широком значении - вошедший в традицию. В этнологии термин "Т." применяется в трех осн. значениях: 1) при сопоставлении Т. и современных культуры и быта как оппозиция: Т. - современный; 2) при сопоставлении Т. и недавно возникших явлений культуры и быта как оппозиция: Т. - новый (ср. традиция и новация); 3) при культурно-историч. периодизации общ-в и культур с подразделением их на Т. (докапиталистические) и капиталистические; при этом исходят из относительно большей приверженности первых к традиционализму.