Прослышал мужик, что зарыт на старом городище клад, и пошел его рыть. Ну а чтобы никто не увидал и не отнял добычи, отправился туда глубокой ночью. Роет, а самого пот прошибает — не то от усталости, не то от страха. Умаялся, присел отдохнуть — глядь, выходит из развалин старичок да и говорит:
— Зачем ты роешь, человече? Гляди, накличешь на себя беду. Я вот тоже копал-копал, да сюда и попал.
— Да ты кто ?! — изумился мужик.
— Был человеком, вроде тебя, тоже клад искал. Убили меня разбойники, что прятали сокровище, да зачаровали его стеречь на веки вечные. Беги отсюда, пока жив, не то сотоварищем мне будешь.
Мужик даже спасибо не сказал — как задал деру, так только возле своего дома остановился, а потом долго еще свечки ставил за упокой души неведомого спасителя.
ЖЕСТОКИЙ ОТЧИМ
Один бедняк выведал место, где был некогда зарыт клад, и начал его откапывать. Такую ямину вырыл, что целый дом там можно спрятать, а клада нет как нет. И вдруг слышится ему голос из-под земли:
— Что ты, мужичок, трудишься понапрасну? Получишь клад, только если отдашь мне чью-нибудь голову.
— А ты кто? — в ужасе спросил мужик.
— Кладовик. Ты меня слушай — и разбогатеешь.
Вернулся мужик домой и стал думать, чью голову кладовику отдать. А он недавно женился на вдове с ребенком, и решил пожертвовать приемным сыном. УЖ очень разбогатеть хотелось!
Сказал он жене, что возьмет пасынка на рыбалку, а сам подумал: «Скажу, дескать, полез без спросу купаться и потонул». Рыбалка не больно-то удалась: попалась на удочку одна мелочь, домой такую не понесешь, бабы стыдно, и решил мужик еще ушицу сварить, прежде чем убивать пасынка. Наварили, сидят, хлебают из котелка по очереди, рыбешек достают, тулова обгладывают, а головы отрывают и выбрасывают.
Вдруг слышит голос подземный:
— Довольно мне голов, я у тебя только одну и просил. Забирай свой клад.
Обрадовался мужик, со всех ног кинулся в яму — да на беду свою оступился — да шею и сломал. Начал паренек мертвого отчима поднимать, сам не свой от страха, а перед ним — полная яма золота и серебра...
С тех пор разбогатели вдова с сыном, а поскольку не знали они, что мужик умышлял злодейство, молебны служили за него, как за доброго человека.
Те, кто прятал клады (особенно если это были колдуны, которые
знались с нечистой силой, или злобные скряги), нередко ставили к ним
охрану. Эти существа так и назывались: кла-дохраны, кладовики, кладенцы
или кладовые.
Иногда ими были существа мифические, сверхъестественные: Хозяйка Горы, белая змея, Торный хозяин, Великий Полоз, разбойник Ку-деяр и т.п. Оберегали сокровища и зачарованные животные: прикованный цепями медведь, змея медяница, черная кошка, филин. Кладово-го в ночь на Ивана Купалу могут выбрать из своей среды бесы. Однако чаще всего это были существа, напоминающие человека (одетые в золотые и серебряные одежды), — а то и заклятые люди, освободить которых или невозможно, или очень трудно.
Многие разбойники ухитрялись заклясть на сбереженье кладов духов мертвецов — несчастных свидетелей сокрытия драгоценностей. Рассказывают, что в начале XIX в. во Владимирской губернии разбойничал атаман Рощин, который зарыл множество награбленного добра в разных местах. К каждому кладу Рощин приставлял сторожа: отрубал голову одному из землекопов и клал ее на крышку сундука с богатствами, а потом заклинал, и духи мертвых становились кладенцами-кладохранами.
Иногда кладовой отдает сокровище почти без сопротивления, ну разве что устроит небольшую бурю, или наводнение, или медведей науськает, или другого мороку напустит, чтобы попугать счастливчика. Тут главное не испугаться и не растеряться, не позволять отвести себе глаза, а если выскочит, например, с ревом медведь, успеть сказать ему:
— Я сам тебя съем! — и все будет хорошо.
Иногда кладохранами бывают те люди, которые сами их зарыли, но проклятые небесами. Как правило, это душегубцы и разбойники, чьи мучения прекращаются только в день Светлого Христова Воскресения, да и то если они сами откроют клад и пожертвуют его на благотворительность и строительство церквей. А до тех пор хозяева кладов выступают в роли самых страшных и свирепых кладенцов, пугая и мучая кладоискателей — и мучаясь сами от адских чудовищ, которые терзают их тела. К примеру, разбойника и душегубца Стеньку Разина, прикованного рядом с его сокровищами, сосет за сердце огромный змей, да и участь других супостатов не слаще.
Скряги, которые не могут расстаться с накопленными сокровищами, тоже частенько выступают в качестве кладохранов. Они умудряются зашить или запрятать деньги в ту подушку или одежду, которая непременно окажется в гробу после их кончины, даже оставляют на сей счет определенные указания. Если ожесточенные поиском наследства родственники в конце концов догадываются, где оно схоронено, и вскрывают гроб, то вместо денег находят змей, лежащих там, где скупец припрятал свое добро.