В глухую полночь являлась она, вся в белом, в какое-то село, бесшумно отворяла окно избы, просовывала руку с кропилом и начинала кропить в разные стороны, а к утру вымирала вся семья.
Прослышал про это один храбрый мужик и решил жизнь положить, но спасти родную деревню и всю Русь.
Изба его стояла у самой околицы; вот наточил храбрец саблю и сел под окошко темной ночью.
Ровно в полночь слышит мужик легкий шум, словно бабочка в окошко бьется. И холодно стало кругом, словно среди лета опустилась вдруг на землю зима.
Стиснул он рукоять сабли и приотворил окно, а как только просунулась со двора бледная рука с кропилом, взмахнул саблей — и отрубил эту руку!
Сам он умер, померло и его семейство, но с той поры болезнь уже не показывалась никогда и нигде. Так мужик всю Русь спас.
Моровой девой называют всякую повальную болезнь.
Показываясь в деревне, она обходит дома, просовывает руку в окно или дверь и навевает на хозяев и домочадцев смертельную заразу. При ее появлении жители запираются в своих избах, не открывают ни окон, ни дверей, и только совершенный недостаток припасов и голод заставляют их нарушать эту предосторожность.
Поветрием называлась оспа, потому что наносится она злым ветром. Где ни повеет чудище своим красным платком, там умирает все живое. Поветрие разъезжает в летучей колеснице, запряженной привидениями-страшилами, которые ей одалживает Морена, богиня погибели, или сама Смерть.
В старину причиной мора или массовых заболеваний также считали всякое нечистое существо, которое нельзя было пустить на свои земли, а если оно все же пробралось, то изгнать его. Прослышав, что где-то началась моровая болезнь, на дороге ставили деревянные ворота, обкладывали их дерном, сверху вешали иконы, обычно Ильи-пророка и Георгия Победоносца. Деревню очерчивали магическим кругом — опахивали, подобно тому, как оберегались от Коровьей Смерти. Иногда по проведенной ими борозде высаживали живую изгородь, которую моровое поветрие не может преодолеть. Во время этого участницы магического действа приговаривали:
— Что ты пашешь?
— Я пашу борозду и хочу ставить тын от земли и до неба!
— Так эту загороду запри ключами золотыми и положи их под алтарь, чтобы оных там никому не находить и никогда оными не отпирать.
После этого слова женщины бежали, ударяя по земле палками и приговаривая: