Вот по следу дрожащему лунному
В просмоленной ладье, на восток,
Поплыву я к пророку безумному:
«Погадай мне о Прави, пророк!»
Отвечает безумец: «Мне кажется:
Долго ели мы хлеб дармовой,
А теперь к нам в зеницы вторгается
Смерч, поросший плакуньей-травой!»
Возвещает безумец: «Мне слышатся
Плач и стоны людей неживых.
Семь смертей над Россией колышутся
— Пламя черное пышет от них».
Прорицает безумец: «Мне чудится:
Оскудеет в безверье народ.
То, что старцы предскажут — не сбудется,
То, что сбудется — пеплом взойдет».
Я скажу: «Это бред одиночества,
Ты химеры свои затаи,
Непонятны твои мне пророчества,
Неприятны прозренья твои!»
Я скажу: «Твоему беспощадному
Неподвластны собратья суду!»
И спущусь по откосу песчаному,
И к ладье просмоленной сойду.
Подымайтесь, смурные туманы,
В сердце — мрачных словес ни следа.
...Отчего ж небеса закровавились,
И вода бьет в борта, как беда?
Явь, Правь и Навь — эти три силы олицетворяют Время в славянской
космогонии, управляя мирозданием.
Навь — мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее.
И, наконец, Правь — грядущее, всеобщий закон, установленный Дажъбогом для будущего, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле — будучи исторгнутым из небытия по воли божественной Прави, возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх по лестнице совершенства и праведности.