Не следует смешивать понятия устного и письменного языка: возможно,
что эта книга попадет в руки людей, которые, зная латинские написания слов
чужого языка, способны наделить письменные знаки приблизительным звучанием,
но которые не могут узнать, на каком языке они пишут. Почти каждый человек,
обладающий минимальными познавательными способностями, владеет только одним
языком, однако не каждый умеет читать или писать. Человеческий язык, вероятно,
существует уже не один миллион лет, но письменности развились лишь за последние
пять тысячелетий.
АЛФАВИТЫ
Алфавит — это фонетическая система письма (в отличие от логографического
письма), которая состоит из письменных знаков, передающих отдельные согласные
и гласные звуки (в отличие от слогового письма). В данной книге термин
"алфавит"
применяется к системам письма, обладающим символами как для согласных,
так и для гласных звуков. Фонетическое письмо, в котором знаками обозначены
только согласные звуки, например, финикийская письменность, называется
"консонантным письмом".
Секвойя, индеец нероки, Северная Каролина, в 1821 году изобрел для
своего племени письмо. За очень короткое время большая часть индейцев чероки
достигла высокого уровня грамотности.
На следующих страницах будут представлены письменности различных регионов
Земного шара: их происхождение, распространение, многообразие форм. "Письменность"
— это графическое изображение или запись языка, в это понятие не входят
доисторические наскальные рисунки и узелковое письмо народа йоруба. Задачей
нашего исследования является показать попытки записи человеческой речи
при помощи символов, и в рамки нашего обсуждения входит большая часть известных
на сегодняшний день систем письма, как древних, так и современных.
Месопотамия
Когда люди впервые стали писать, они наверняка должны были исходить
из уже существующей системы, предназначенной для записи понятий, но не
для записи речи. Профессор Д. Шмандт-Бессерат (Университет Техаса) утверждал,
что уже в 8000 до н.э. в разных населенных пунктах Месопотамии имели хождение
глиняные бляшки, служащие для записи количества зерна, и что появление
таких бляшек было обусловлено открытием земледелия. Эти так называемые
"ровные бляшки", обычно гладкие на конце, могли иметь самую разнообразную
форму — сферическую, дискообразную, коническую, цилиндрическую — но не
указывали на товар, количество которого они измеряли.
Небольшие глиняные бляшки из Чога-Миш, Иран. Они датируются 8 тысячелетием
до н.э. и предположительно использовались для записи мер различных товаров,
таких как зерно.
В более позднее время наряду с "ровными бляшками" появляются бляшки
самого разного сорта, что совпадает с возникновением первых городов на
Шумерской равнине на юге Месопотамии (территория современного Ирака). Множество
ранних образцов таких сложных бляшек было найдено на развалинах древнего
шумерского города Урук, и они датируются приблизительно 3400 годом до н.э.
В отличие от всех ровных бляшек, за исключением нескольких штук, на этих
сложных бляшках есть знаки, выдавленные деревянной палочкой, стилем, на
еще мягкой глине; кроме того, эти предметы имеют самые разнообразные формы.
В некоторых случаях форма бляшки повторяет товар, который при помощи нее
записывался; например, бляшки могут представлять собой миниатюрные орудия
труда или предметы посуды. Самые первые сложные бляшки, найденные в Уруке,
были обнаружены внутри и возле храма богини Инанны, поэтому Шмандт-Бессерат
предположил, что они служили для подсчета предметов, поступающих в казну
в качестве подати.
Шумеры обычно хранили ровные бляшки в полых, глиняных конвертах; бляшки,
должно быть, сначала прижимали к сырой глиняной поверхности конверта снаружи,
а затем отпечатывали еще раз изнутри. Таким образом, те, в чьи обязанности
входила каталогизация и хранение бляшек, могли сразу же определить, какие
именно бляшки содержатся в каждом конверте. Такое ведение записей, для
которого отпечаток сначала ставился снаружи, а затем и изнутри конверта,
очевидно являлось избыточным — количество записывалось дважды.
Этот недостаток был устранен во второй половине четвертого тысячелетия
до н.э., когда вместо полых конвертов, в которые вкладывались бляшки, стали
использоваться маленькие, твердые глиняные таблички (или иначе — таблетки),
на поверхности которых делали оттиск с гладких бляшек. Гладкие бляшки стали
полностью выполнять функции печати.
В отличие от гладких бляшек, сложные бляшки обычно хранили нанизанными
на нити. Их тоже стали воспроизводить на глиняных табличках, но вместо
того, чтобы снимать с них отпечаток, их просто рисовали от руки на влажной
поверхности таблички при помощи деревянной палочки, стиля. Эти рисунки
не так четко передавали форму бляшки, как если бы с них был сделан отпечаток.
Ровные и сложные бляшки древней Месопотамии могли быть непосредственными
предшественниками первой в истории человечества письменности, пиктографического
(рисуночного) шумерского письма. Самые ранние образцы древнешумерской письменности
содержатся на глиняных табличках, найденных при раскопках древнего города
Урука; они датируются 3400 г. до н.э., хотя некоторые ученые считают, что
таблички, обнаруженные в городе Телл-Брак, Северная Месопотамия, являются
еще более древними. Таблички из города Сузы, написанные на самой ранней
форме эламского языка, относятся к несколько более позднему времени, чем
шумерские таблички из Урука. Древнейшая разновидность шумерской письменности
имеет рисуночный облик; иными словами, знаки письма представляют собой
маленькие рисунки. Однако отдельные символы обладают более выраженной взаимосвязью
между формой и значением знака, чем остальные рисунки, и это может свидетельствовать
о том, что до появления первых установленных письменных знаков существовал
некоторый период развития и стандартизации символов.
Древнешумерское письмо не было фонетическим. В отличие от латинской
алфавитной системы письма, на основе которой существуют английская письменность
и многие другие письменности мира, знаки в древнешумерском письме не обозначали
отдельные фонетические единицы (согласные и гласные), из которых состояли
слова шумерского языка; вместо этого каждый символ представлял собой целое
слово. Сравним два написания слова три: "три" и "3" — в обоих случаях имеется
в виду одно и то же слово, но только первое написание является фонетическим.
Читатель, который знает, какой звук соответствует буквам алфавита, который
никогда прежде не видел этого слова и который вдруг впервые столкнется
с его написанием, сможет правильно его произнести. Но знак "3" ничего не
содержит никаких сведений о его произношении. Напротив, в определенном
контексте знак "3" может обозначать несколько различных фонетических реалий:
"три" или
"trois", "tres"
и так далее. Системы письма, состоящие
из иероглифов, обозначающих целое слово, а не его фонетические компоненты,
называются логографическими, а знаки, используемые в таких письменностях,
— логограммами. Логографические (и рисуночные) надписи древних шумеров
трудно поддаются дешифровке. Ближе к концу четвертого тысячелетия до н.э.
шумерское логографическое письмо стало превращаться в частично фонетическую
письменность. Этот переход состоялся тогда, когда шумерские писцы начали
использовать фонетические сходства между словами. Каждый ребенок, когда-либо
разгадывавший ребусы, знаком с принципом, на котором они строятся в частично
фонетическую; в других словах знаки стали передавать определенную последовательность
согласных и гласных звуков.
Деловой документ из Сирии, выполненный клинописью. Оттиск таблички
был сделан на внутренней стороне глиняного конверта, в котором часто хранились
подобные документы. В некоторых местах можно увидеть отпечатки пальцев
писца, застывшие на затвердевшей поверхности конверта (например, на небольшом
выступе в правом верхнем углу таблички).
Почему же в шумерское логографическое письмо были введены слоговые знаки?
Если система письма позволяет передать при помощи одного единственного
символа целое слово, зачем же нужно вводить знаки, которые могут соответствовать
всего лишь отдельным слогам? Шумерские писцы употребляли силлабограммы
в разных случаях. Например, когда логографическое написание могло быть
истолковано двояко. Иногда одна логограмма приобретала несколько значений
(явление, известное как полифония); так, логограмма, транскрибируемая как
DU,
значение которой было "нога", также использовалась вместо
GIN,
"идти".
Чтобы отличать
DU
от
GIN,
к последней стали присоединять
силлабограмму
-па,
как в слове
GIN-па,
где -л- в
-па
передает
конечный согласный звук этого слова и таким образом дает фонетический ключ
к правильному прочтению логограммы. Слоговой знак, употребляемый в этом
случае, называется фонетическим комплементом (дополнением). Еще одним ключом
к разгадке шумерских надписей являются детерминативы (определительные слова).
Если фонетические комплементы служат для передачи звуковой информации,
детерминативы выступают в роли семантических указателей. Детерминатив —
это логографический знак, который писался либо перед, либо после другого
словесного знака и обозначал, к какому "классу" слов принадлежит данное
слово. Так, шумерская логограмма GIS, означающая "дерево", ставится рядом
с логограммами предметов, сделанных из дерева; KI, "место", ставилась перед
всеми географическими названиями; MUSEN, "птица", перед названиями птиц;
DINGIR, "бог", рядом с именами божеств и так далее.
Как и фонетические комплементы, детерминативы служили для различения
многозначных логограмм. Так, имя шумерской богини Нанше
Nanse
и
название города Сирара
(Sirara)
изображались при помощи одной и
той же логограммы. Когда логограмму нужно было читать как "Нанше", перед
ней ставили детерминатив DINGIR; когда же нужно было читать ее как "Сирара",
после нее писали детерминатив KI. Сначала положение детерминатива относительно
логограммы, которую он определял, могло варьироваться. Детерминативы являлись
исключительно текстовыми маркерами, дающими читателю ключ к правильному
пониманию лого-графических знаков, и, как и все текстовые маркеры, они
только писались, но не произносились; шумеры должны были читать DINGIR
NANSE просто как "Нанше".
Клинописные знаки Месопотамии на разных стадиях развития. Слева расположены
древнешу-меские пиктограммы (конец четвертого тысячелетия до н.э.); в середине
представлена более стилизованная старовавилонская письменность (начало
третьего тысячелетия до н.э.); справа — классическая новоассирийская клинопись
(седьмой век до н.э.).
"Вавилон"— это греческая форма аккадского слова "Babilu " ("Врата
Бога"). Питер Брейгель-старший в XVI веке изобразил на своем холсте знаменитую
Вавилонскую Башню.
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
аревний Ближний Восток стал родиной первых в истории человечества письменностей.
Шумеры, жившие в городах на юге Месопотамии, в сти, в городе Ур (территория
современного Ирака), по всей вероятности, являются первым народом, имевшим
систему письма. Шумерская клинопись была заимствована и развита ассирийцами
и вавилонянами, жившими в Месопотамии, и была воспринята целым рядом соседних
народов: эламитами (Западный Иран), хурритами (Северная Сирия), жителями
государства Урарту (вокруг озера Ван) и хеттами (Анатолия). Шумерское письмо,
вероятно, способствовало развитию письменности в Египте, которая, в свою
очередь, дала толчок к возникновению левантской и арабской письменностей.
Реконструкция Врат Шамаша в Ниневии, построенных во время правления
царя Синахериба (705-681 гг. до н.э.).
Для письма на табличках из сырой глины шумерские писцы использовали
стиль, палочку из тростника (или, гораздо реже, из кости или металла).
Шумерские писцы использовали для письма на табличках из сырой глины
стиль или, как они его называли, "тростник для табличек". Самые ранние
образцы этих инструментов, вероятнее всего, были с одного конца заостренными,
чтобы рисовать пиктографические знаки, и тупыми с другого, чтобы ставить
круглые оттиски. Но позднее острый конец палочки был изменен, чтобы можно
было ускорить процесс письма и ставить знаки просто путем вдавливания тростника
во влажную глиняную поверхность таблички. При этом знаки получались гораздо
более условными, чем раньше, и отличались характерной клиновидной формой,
в следствие чего получили название клинописи (англ,
"cuneiform",
от
латинского слова
cuneus,
"клин"). После заката шумерской цивилизации,
приходящегося на начало второго тысячелетия до н.э., в Месопотамии расцвели
вавилонская и ассирийская цивилизации. Унаследовав шумерскую культуру,
они продолжили пользоваться клинописью для записи своего языка на глине
или на других материалах, в частности, камне.
Как и шумерская письменность, ассиро-вавилонская (или аккадская) письменность
по природе своей является гетерогенной, поскольку наряду с логограммами
в ней используются силлабограммы и детерминативы.
Ассирийские и вавилонские писцы развили слоговые знаки — фонетические
компоненты письма. И хотя они продолжали использовать шумерские логограммы,
фонетическое прочтение этих знаков изменилось, поскольку ассирийцы и вавилоняне
говорили на разных вариантах восточно-семитского аккадского языка, который
не являлся родственным шумерскому и обладал совершенно иной структурой.
В аккадских текстах шумерские логограммы часто сопровождались фонетическими
комплементами, воспроизводящими конечные звуки написанных аккадских слов.
Например, в шумерском языке слово "царь" обозначалось как
lugal,
а
в аккадском — как
sarrum.
Когда логограмма LUGAL появляется в аккадском
тексте, она обычно пишется как LUGAL-um или LUGAL-rum.
Стела с законами царя Хаммурапи. Клинописные надписи, испещряющие
поверхность столба, представляют собой самый длинный свод законов древней
Месопотамии, создание которого приписывается вавилонскому царю Хаммурапи,
правившему в восемнадцатом веке до н.э.
Древнеперсидская слоговая клинопись возникла под влиянием клинописного
письма Месопотамии, однако заметно от нее отличалась. Некоторые ученые
считают, что это письмо было создано по приказу персидского царя Дария
I (521-486 гг. до н.э.). В отличие от сложного письма Месопотамии, древнеперсидская
система состояла из 36 слоговых знаков и пяти логограмм.
На этой известковой плите, найденной в гробнице Рамзеса II (1279-
1213 гг. до н.э.) в Абидосе, высечены имена семи египетских царей, каждое
из которых заключено в картуш: (слева направо) Аменхотеп II, Тутмос IV,
Аменхотеп III, Хоремхеб, Рамсес I, Сети I и Рамсес II.
В аккадской системе письма существуют силлабограммы для обозначения
отдельных гласных звуков (V-знаки); сочетаний согласного и гласного звуков
(CV-знаки); сочетаний гласного и согласного звуков (VC-знаки) и сочетаний
согласного-гласного-согласного звуков (CVC-знаки). Типы знаков, используемых
для написания любого слова, могут варьироваться. Достаточно рассмотреть
один пример: слово
sarrum
("царь") могло писаться как
sar-rum
(при
помощи двух CVC-знаков), как
sar-ru-um
(CVC-CV-VC), как
sa-ar-rum
(CV-VC-CVC) или как
sa-ar-ru-um
(CV-VC-CV-VC).
На смену вавилонскому господству в Месопотамии пришло господство Персии.
Образцы древнеперсидской клинописи можно увидеть на надписях династии Ахеменидов
(550-331 гг. до н.э.). В отличие от шумерского, вавилонского и ассирийского
письма, которые обладали сотнями различных знаков (детерминативные, логографические
и силлабические, многие из которых были многозначными или омонимичными),
древнеперсидская клинопись содержала всего 41 знак. Как видно из таблицы
(на
стр. 169),
древнеперсидская система письма имела три V-знака, 33 CV-знака,
пять логограмм и один словоразделитель. И хотя древне-персидское письмо
считается клинописным, оно не является прямым наследником ни одной из предшествующих
ему клинописен; несмотря на воздействие древних клинописей, древнеперсидская
письменность обладает гораздо более оригинальной формой.
Пожалуй, самым известным образцом древнеперсидского слогового письма
являются надписи на огромном Бехистунском Камне. На скале высечен рельеф
персидского царя Дария (521-486 гг. до н.э.) и его двух слуг, стоящих перед
взятыми в плен вражескими царями. Рядом с фигурами людей имеются надписи,
сделанные на трех различных языках, выполненные тремя различными видами
клинописи: древнеперсидской, вавилонской и эламской. Эта трилингва явилась
основой для дешифровки этих трех разновидностей клинописи. Основные заслуги
по дешифровке древнеперсидского и вавилонского письма принадлежат английскому
ученому девятнадцатого века Генри Роулинсону.
Египет
Первые образцы письменности древнего Египта, найденные при археологических
раскопках, датируются 3100 г. до н.э., то есть несколько более поздним
временем, чем ранние письменные памятники Месопотамии. И хотя египетские
иероглифы не были непосредственно заимствованы из шумерского письма, вероятно,
древнеегипетская письменность развилась под сильным воздействием шумерского
письма. Все основные типы знаков шумерской письменной системы — логограммы,
фонетические комплементы и детерминативы — присутствуют и в древнеегипетском
письме.
Несмотря на то, что фонетические знаки присутствуют и в месопотамской,
и в египетской письменностях, природа фонетических символов в этих двух
системах письма в корне различается: шумерские и аккадские фонетические
комплементы являются слоговыми знаками, то есть обозначают либо отдельный
гласный звук, либо сочетание гласного и согласного (-ных) звуков; египетские
фонетические иероглифы обозначают не гласные, но один, два или три согласных
звука
(см. стр. 172).
В общей сложности древние египтяне использовали
около сотни двусогласных иероглифов и приблизительно вдвое меньше трехсогласных
знаков. Двадцать шесть односогласных иероглифов могли использоваться для
написания целого слова по одним согласным звукам, но гораздо чаще употреблялись
в сочетании с другими типами знаков: за египетскими логограммами, а также
за двусогласными и трехсогласными знаками, обычно следовали односогласные
знаки выполняющие функцию фонетических комплементов.
Столь необычное фиксирование на письме одних согласных звуков, возможно,
отражает строение египетских слов. Древнеегипетский язык, как и родственные
ему семитские языки, характеризуется таким строением слова, при котором
набор согласных звуков остается относительно устойчивым. Корень древнеегипетских
слов обычно содержит три согласных звука, и если при грамматическом изменении
этого слова гласные звуки тоже изменяются, то согласные, как правило, остаются
теми же. Некоторые ученые считают, что именно наличие в словах этого четко
выделяемого согласного костяка и привело древнеегипетских писцов к развитию
фонетических единиц, из которых полностью были исключены гласные звуки.
Одной из наиболее примечательных черт древнеегипетской орфографии является
картуш. В эпоху Пятой Династии Древнего Царства (около 2400 г до н.э.)
египетский фараон носил пять имен. Два первых имени, которые египтологи
обозначили как
рraепотеп
(личное имя) и
потеп
(родовое имя),
обрамлялись специальной овальной рамкой, картушем, или, как ее называли
сами древние египтяне, "шену"
(shenu).
Эта рамка могла изображать
движение солнца и означать, что фараон, чье имя было заключено в ней, являлся
владыкой всех земель, находящихся под светом солнца.
Вероятно, наши читатели ближе всего знакомы с рисуночным монументальным
письмом древнего Египта с его четко выписанными иероглифами; однако оно
не является единственным. С самого раннего этапа развития египетской письменности
существовал также и скорописный вариант, называемый иератическим, орудием
для такого письма обычно служила тростниковая кисточка, которую макали
в чернила. В конце седьмого века до н.э. была введена еще одна разновидность
курсивной скорописи — демотическое письмо. Оно вытеснило иератическое письмо
и оставалось в употреблении вплоть до середины пятого века н.э. Последние
известные образцы иератического письма относятся к концу четвертого века
н.э.
В 1799 году солдаты Наполеоновской армии, построившие укрепления в дельте
Нила, обнаружили массивную плиту из черного базальта на месте древней Розетты.
Это открытие имело решающее значение для дешифровки египетского письма,
поскольку Розеттский Камень содержал надписи, выражающие благодарность
царю Птолемею V Эпифану (205-180 гг. до н.э.), написанные одновременно
греческим и египетским письмом; более того, египетское письмо было представлено
двумя разновидностями — иероглифической и демотической. Древнегреческий
язык был хорошо известен в то время. Таким образом, у исследователей появился
ключ к разгадке таинственных египетских надписей. Самой выдающейся фигурой
среди всех, кто занимался дешифровкой древнеегипетских иероглифов, был
молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.), который
выявил фонетическую природу большей части египетского письма.
Как и шумерское письмо, египетская система письма является внутренне
гетерогенной, то есть использует различные типы знаков: логограммы, детерминативы
и фонетические элементы. Однако в отличие от письменности, развившейся
в Месопотамии, фонетические компоненты египетского письма представляют
собой не слоговые знаки, а иероглифы, обозначающие только согласные звуки.
Эта характерная особенность египетского письма будет разработана в процессе
дальнейшего развития письменности на Ближнем Востоке: в семитском консонантном
письме.
ЕГИПЕТ
Пожалуй, самой известной древней системой письма является монументальная
иероглифическая письменность Египта со своими изящными и сложными знаками.
Сама идея письма, скорее всего, была принесена в Египет из Шумерского государства
в эпоху культурного влияния Месопотамии. Первые образцы древнеегипетского
письма, такие как на этой палетке (надгробной плите) фараона Нармера
(см.
левый нижний рисунок),
датируются концом четвертого тысячелетия до
н.э. Однако на этом первом известном ученым этапе древнеегипетская система
письма выглядит уже достаточно сложной, что предполагает существование
более раннего периода, во время которого произошло ее становление и развитие.
За свою долгую историю (с 3100 г до н.э. до современного литургического
использования коптского языка) язык египтян имел самые разнообразные письменные
формы: иероглифическую, иератическую, демотическую и алфавитную коптскую.
Статуя из известняка древнеегипетского писца эпохи Пятой Династии
(2498-2345 гг. до н.э.), найдена в Саккара, Нижний Египет (местонахождение
самых древних египетских пирамид). В Древнем Египте, как и в Месопотамии,
быть писцом считалось очень почетным, а иногда и очень доходным делом.
Палетки из шифера эпохи Додинастического Египта содержат самые ранние
образцы египетского письма. На лицевой стороне палетки (см. рис. справа)
изображен царь Нармер (ок. 3100 г до н.э.), поражающий своего врага; непосредственно
над головой царя написано его имя.
Договор, относящийся к более позднему времени
—
шестому веку
до н.э. — написан на папирусе египетским демотическим письмом. Демотическое
письмо, основанное на иератическом письме, — это скорописная разновидность
египетского письма, распространенная в седьмом веке до н.э.
Розеттский камень, памятник эпохи правления династии Птолемеев (датируется
196 г до н.э.), дал ключ к дешифровке египетских иероглифов. Текст, написанный
на камне, воспроизведен тремя видами письма: иероглифическим, демотическим
и греческим алфавитным (сверху вниз).
ЕГИПЕТСКИЕ ИЕРОГЛИФЫ
ОДНОСОГЛАСНЫЕ ЗНАКИ
Односогласные знаки (см. рис. слева) существовали для каждого из
24 согласных звука устной формы языка. Эти знаки можно было использовать
для написания слова по одним согласным звукам, но гораздо чаще они употреблялись
в сочетании с другими типами знаков.
Д
ВУХСОГЛАСНЫЕ ЗНАКИ
Вот некоторые иероглифы из приблизительно ста египетских иероглифов,
обозначавших сочетание двух согласных звуков. Раньше в египетском письме
использовались также и многосогласные иероглифы.
ТРЕХСОГЛАСНЫЕ ЗНАКИ
Иероглифы, обозначающие сочетание трех согласных звуков, тоже встречались
среди фонетических единиц египетской системы письма.
Сирия-Палестина и Аравия
В 1904-1905 годах во время раскопок Серабит-эль-Хадема на западе Синайского
полуострова французский археолог Флиндерс Питри обнаружил несколько надписей,
которые были выполнены пиктографическим письмом, доселе неизвестным ученым.
Эта письменность, получившая название протосинайской, отражала язык древнесемитских
народов и относилась приблизительно к 1600-1500 гг. до н.э. Надписи, найденные
Питри и другими археологами, предположительно были сделаны носителями ханаанейского
диалекта западно-семитских языков, которые работали на медных и малахитовых
рудниках этого региона.
Протосинайская письменность является фонетической системой письма, возникшей,
вероятно, под влиянием древнеегипетского письма и заимствовавшей многие
его черты. Как и в египетском письме, в протосинайской письменности есть
знаки (не менее 23), обозначающие только согласные звуки. Английский египтолог
Алан Гардинер предположил, что они восходят к египетским иероглифам, адаптированным
чужим языком по акрофоническому принципу, то есть, заимствованному египетскому
иероглифу в ханаанейском языке придается чтение начального согласного того
слова, которое обозначает этот иероглиф. Например, египетский иероглиф,
напоминающий кобру, имеет значение согласного звука, который в транскрипции
выглядит как [dj] (напоминает начальный и конечный звуки в английском слове
"judge", "судья") . Этот знак использовался в протосинайском письме, однако
ему было придано новое чтение [п]. Согласно акрофоническому принципу Гардинера,
это происходит потому, что ханаанейское слово "змея" начиналось именно
с этого согласного:
*nahasu.
Сейчас ученые установили, что протосинайское
письмо является лишь одной из разновидностей консонантной системы письма,
которая имела хождение на территории Сирии-Палестины и Синайского полуострова
и которая называется протоханаанейской письменностью. Эта письменность
предположительно возникла в эпоху господства в Нижнем Египте гиксосов (царей-пастухов)
(1700-1550 гг. до н.э.), когда Нижний Египет был захвачен азиатскими народами,
среди которых засвидетельствованы и семитские. Протоханаанейское письмо
постепенно утратило свои пиктографические знаки и к одиннадцатому веку
до н.э. развилось в линейное финикийское письмо.
Рабочие, говорившие на семитских языках и трудившиеся на медных и
малахитовых рудниках Синайского полуострова, оставили после себя надписи,
которые были выполнены так называемым протосинайским письмом (ок. 1600-1500
гг. до н.э.). Консонантная протосинайская письменность, возможно, возникла
под влиянием египетского фонетического написания слов.
УГАРИТСКОЕ КОНСОНАНТНОЕ ПИСЬМО
Уходя корнями в древнюю протоханаанейскую письменную традицию, угаритская
письменность, в целом, является консонантной системой письма, хотя и обладает
тремя слоговыми знаками ('а, 'i и 'и). Очевидно, что на угаритскую письменность
оказала влияние клинопись, однако некоторые ученые придерживаются мнения,
что форма знаков произошла из пиктографических символов протоханаанейской
письменности.
Среди развилин древнего города Угарита (современный Рас-Шамр, побережье
Ливана), который во второй половине первого тысячелетия до н.э. являлся
развитым центром торговли, были обнаружены образцы еще одного фонетического
письма, имевшего хождение среди носителей западно-семитских языков. Как
и в протоханаанейском письме, в угаритском письме есть 27 чисто согласных
знаков, но в отличие от первого, они имеют клиновидную форму.
Однако три знака остаются слоговыми, как в клинописи Месопотамии: "'а",
"'i" и "'и" обозначают сочетание гортанного звука с одним из трех гласных
звуков. Знак, начертанный в транскрипции как
s,
использовался только
для написания слов, заимствованных из хурритского языка, который был распространен
в древней Анатолии. Несмотря на различия, существующие между угаритской
и протоханаанейской письменностями, весьма вероятно, что обе системы письма
являются исторически родственными.
Древнесемитский язык Южной Аравии имел свою письменность, развившуюся
на основе протоханаанейского письма приблизительно около 1300 г до н.э.
Первые засвидетельствованные памятники этой письменности датируются восьмым
веком до н.э. Древнеюжно-аравийское письмо использовали жители процветающих
государств, расположенных в юго-западной части Аравийского полуострова;
сабейская (библейского государства Сава) и минейская письменности датируются
приблизительно шестым веком до н.э. Древнеюжно-аравийское письмо, как и
его протоханаанейский источник, принадлежит к системам, не имеющих обозначений
для гласных звуков, и поражает своей изящностью и простотой.
Древнеюжно-аравийская система письма распространилась на запад, куда
вели оживленные торговые пути, и привели к возникновению там многочисленных
консонантных систем письма, используемых для записи доарабских языков Северной
Аравии. Самудское и лихьянское письмо прослеживаются приблизительно с шестого
века до н.э., а сафаитское письмо получило весьма широкое распространение
с первого века до н.э.
Флиндерс Питри (1853-1942 гг.) стал первым, кто во время раскопок
уделял внимание всем найденным предметам, а не только тем, что обладали
художественной ценностью. Его тщательно проведенные полевые работы не только
существенно увеличили наши знания о Древнем Египте, но и оказали влияние
на развитие археологии.
ДРЕВНЕЭФИОПСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
Основная древне-эфиопская слоговая азбука содержит 182 CV (согласный
+ гласный) знака. Каждый CV-знак представляет собой различное сочетание
одного из 26 согласных и одного из семи гласных звуков. "Согласный+е" слоговой
знак служит также для обозначения индивидуальных согласных звуков (без
гласного). Это слоговое письмо изначально было консонантным и происходило
из южно-аравийской системы письма.
Древнеюжно-аравийская письменность проникла не только на север, но и
в Африку. Здесь из нее развилась система письма, служащая для записи семитского
эфиопского языка. Сначала в эфиопском письме, как и в его древнеюжно-аравийском
источнике, существовали только согласные знаки. Однако к пятому веку н.э.
оно развилось в слоговое письмо, и знаки, которые изначально были только
согласными, приобрели CV-характеристики
(согласный +
гласный
а).
Каждый
такой знак претерпевает дальнейшие модификации, часто при помощи диакритики,
в результате которых появляются CV-знаки, содержащие гласные п, Т, а, е,
е и о. Это лишь один случай из нескольких, известных в истории мирового
письма, когда буквенное письмо развилось в слоговое. В отличие от древнеюжно-аравийской
письменности, последние образцы которой относятся к шестому веку н.э.,
эфиопское слоговое письмо до сих пор не вышло из употребления. Как уже
было замечено ранее, приблизительно к одиннадцатому веку до н.э. из протохана-анейской
письменности развилось линейное финикийское письмо. Переходную стадию между
этими двумя этапами представляют собой надписи на наконечниках стрел, которые
были найдены в Эль-Кхадр, местечке, расположенном на запад от Вифлеема,
и которые датируются 1100 г до н.э. Финикийская система письма содержит
22 знака, служащих только для обозначения согласных звуков. Финикийцы говорили
на западно-семитском языке, который был близко родственным древнееврейскому
языку (ивриту). Финикийцы, бороздившие на своих кораблях воды Средиземного
моря и заплывавшие в более дальние страны, имели в первом тысячелетии до
н.э. высокоразвитую культуру, которая была неразрывно связана с морем.
Важные финикийские колонии были основаны на Кипре, Сицилии, Сардинии, в
Северной Африке и в Западном Средиземноморье. Таким образом, финикийское
письмо было занесено в чужие страны и пришло к новым народам, подготовив
почву для перехода к следующему значительному этапу в развитии письменности.
Кроме того, финикийское письмо стало источником ряда письменностей в Палестине.
Финикийским письмом были выполнены самые древние известные ученым надписи
на древнееврейском языке, например, календарная надпись из Гезера, датируемая
десятым веком до н.э., которая является первым известным памятником на
древнееврейском языке. Любопытно, что самые ранние установленные образцы
древнееврейской письменности, содержащиеся на табличках, представляют собой
надписи на моавитском и ханаанейском семитских языках, а не на древнееврейском,
с которым они являются близко родственными; стела царя Моава датируется
девятым веком до н.э. После изгнания евреев из Вавилона в шестом веке до
н.э. древнее еврейское письмо стало употребляться все реже и реже и постепенно
пришло в упадок, хотя среди членов секты самаритян оно вплоть до настоящего
времени продолжает использоваться в качестве литургического письма.
Арамеи, живущие в Сирии, начали записывать свой западно-семитский язык
финикийским письмом приблизительно в одиннадцатом веке до н.э., а с восьмого
века до н.э. у них появилась собственная арамейская письменность. После
того, как арамейский язык получил статус официального языка Персидского
Царства, стал "лингва франка" для всего Переднего Востока, то есть на нем
говорили в Анатолии, Леванте, Египте, Месопотамии, арамейская письменность
приобрела широкое распространение. Однако с закатом Персидского Царства
и с возвращением из Вавилонского изгнания евреев арамейское письмо было
вытеснено древнееврейским. Современный квадратный еврейский печатный и
письменный шрифт произошли из арамейского письма и вошли в употребление
в эпоху Римского господства в Палестине.
Финикийцы записывали свой северо-западный семитский язык при помощи
консонантного письма, которое являлось прямым наследником протоханаанейской
письменности. Самые первые, тонна установленные финикийские надписи появились
в одиннадцатом веке до н.э.
Арамейское письмо, как и его финикийский предок, обладало только согласными
знаками. Однако отдельные согласные буквы обозначали наличие длинных гласных:
в конце слова буква
w (waw)
могла обозначать звук п,
у (yod)
звук
I,
a
h(he)
звуки ё, а и даже б. Эти знаки являются
так называемыми
"матрес лекционис "
(матерями чтения). С девятого
века до н.э. эта черта арамейского написания слов была заимствована древнееврейской
письменностью. Постепенно различные
"матрес лекционис"
стали употреблять
не только на конце слов, но и внутри слова. Чтобы передавать гласные древнееврейского
языка и таким образом сохранить правильное прочтение священных текстов
древнееврейской Библии, древнееврейские ученые, которые назывались массо-реты,
разработали систему гласных диакритик или огласовок. Приблизительно в восьмом
веке н.э. массореты Вавилонской школы развили одну из таких систем, а еще
две системы были созданы палестинскими массоретами. Одна из поздних систем
— Тивериадская система пунктуации, по чистой случайности взяла верх над
другими подобными системами и стала стандартной. В современном еврейском
письме знаки для гласных в виде точек используются лишь в некоторых случаях:
в частности, в тексте Библии, детской литературе и поэзии.
САМАРИТЯНСКОЕ ПИСЬМО
После изгнания евреев из Вавилона в шестом веке до н.э., древнееврейское
письмо постепенно было вытеснено арамейским. Однако древняя письменность
продолжала использоваться в качестве литургического письма самаритянами.
ИВРИТ
Современное еврейское квадратное письмо произошло из арамейского
письма. Знаки kaph, mem, nun, ре и sade имеют второй вариант написания,
который ставится на конце слов.
Надпись на надгробье женщины по имени Мишта, дочери Давида (ок. 717
г. н.э.). Квадратное еврейское письмо близко современному еврейскому письму,
представленному на рисунке справа.
Арамейская письменность также имела хождение среди арабского народа,
называемого набатеи. Во втором веке до н.э. они создали царство, простиравшееся
от Синайского полуострова до районов Восточной Иордании, с главным городом
Петра. Несмотря на то, что они говорили на семитском арабском языке, писали
набатеи арамейским письмом, развив свой собственный вариант письма, который
существовал как в монументальной, так и в курсивной форме. Кроме того,
есть несколько примеров использования этого письма для записи арабского
языка, и возможно, что именно из этого набатейского арамейского письма
и возникла позднее арабская письменность.
Ранняя форма арабского письма, получившая название куфической, существовавшей
наряду с курсивным письмом насх. Как видно из этого рукописного фрагмента
Корана (девятый-десятый век), для куфического письма характерен жирных
шрифт. Современная арабская письменность с изящными согласными знаками
происходит из более раннего письма насх. За исключением шести, все остальные
знаки современной арабской системы письма обладают несколькими вариантами
написания, в зависимости от того, ставятся они в начале, в середине или
в конце слова, и кроме того, каждый знак имеет изолированное начертание.
АРАБСКОЕ ПИСЬМО
Самая первая арабская надпись, возможно, представляющая собой переходную
стадию, появляется приблизительно в четвертом веке н.э. Это один из немногих
примеров арабской письменности, существовавшей до возникновения ислама
в седьмом веке н.э., когда число таких надписей резко возросло; в середине
седьмого века н.э. был составлен Коран. На заре исламского периода развились
две основные разновидности арабского письма — насх и куфическое. Первое
является курсивным и наклонным, последнее выполняется строгим жирным шрифтом.
Современное арабское письмо произошло из насха. Гласные звуки обозначаются
в нем при помощи трех огласовок и согласных букв
alif, ya
и
waw.
Еще одной системой письма, возникшей на основе арамейской письменности,
является сирийское письмо. Сирийский язык был диалектом арамейского, распространенным
в городе Эдессе (современный Урфа, Турция) и его окрестностях. Благодаря
тому, что город являлся центром христианства, на сирийский язык была переведена
Библия, на нем появился большой корпус христианских текстов, и он стал
широко использоваться в качестве языка церкви и художественной литературы.
Самый ранний текст, записанный сирийским письмом, относится к первому веку
н.э. Сирийская система письма, восходящая к арамейской, является консонантной,
но в ней имеются средства для обозначения гласных звуков. В древней несторианской
письменности гласные звуки обозначались при помощи диакрических огласовок
и согласных букв
waw
и
yod,
тогда как в яковитском письме
восьмого века н.э. для этой цели использовали мелкие надстрочные и подстрочные
знаки, в качестве которых выступали греческие гласные буквы. Диакритические
значки огласовок, используемые в сирийском письме, являются возможным источником
подобного обозначения гласных звуков в арабском и древнееврейском письме.
Финикийская письменность предположительно лежала в основе еще одной
известной системы письма; в конце девятого века до н.э. на севере Африки
была основана финикийская колония Карфаген, где говорили на диалекте финикийского
языка, получившего название пунического. Ливийцы, жившие в древности в
Северной Африке, пользовались системой письма, которая дожила до нашего
времени в виде письма тифинаг (или берберского) современной берберской
народности туарегов. Возможно, что предок письма тифинаг произошел из древней
пунической письменности.
Анатолия
Во втором тысячелетии до н.э. в Анатолии говорили и писали на нескольких
индоевропейских языках. Среди них наиболее известен хеттский язык, тексты
на котором предположительно датируются семнадцатым веком до н.э.
Город Петра, расположенный в современной Иордании, "прекрасный как
роза, древний, как само время", был столицей богатого Набатейского царства
(второй век до н.э. — 106 г. н.э.). Набатеи говорили на древней форме арабского
языка, но писали на арамейском языке, пользуясь своей собственной системой
письма, которая была разновидностью арамейского консонантного письма.
СИРИЙСКОЕ ПИСЬМО
В этой таблице представлены три разновидности сирийского консонантного
письма. Самой древней является хтрангело (первый век н.э.). Более поздние
— несторианское и яковитское письмо —использовались соответственно в восточной
и западной сирийской церкви.
ПИСЬМО ТИФИНАГ
Письмо тифинаг, которое происходит из древнего ливийского письма,
используют для записи своего диалекта берберского языка туареги — народ,
занимающийся скотоводством и живущий в Северной Африке.
Писцы Хеттского царства пользовались клинописью, заимствованной из Вавилонии.
Стараясь придерживаться аккадского фонетического написания слов, хетты
еще больше усложнили и без того достаточно сложную Вавилонскую систему
письма с ее логограммами, слоговыми знаками и детерминативами и ввели в
нее так называемые аккадограммы. Клинописные памятники, найденные при раскопках
у Боказгёя, где в древности находилась столица Хеттского царства, содержат
тексты как на индоевропейских языках, палайском и лувийском, так и на неиндоевропейском
хеттском языке.
Лувийский язык древней Анатолии тоже имел свою систему письма — лувийскую
иероглифическую или рисуночную письменность (которую раньше ошибочно называли
иероглифической хеттской), которая засвидетельствована приблизительно с
1500 по 700 г. до н.э. Как и анатолийская клинопись, иероглифическое лувийское
письмо имело логограммы, силлабограммы и детерминативы; существовал также
скорописный (курсивный) вариант этого письма.
Эгейское море в эпоху бронзового века
Между 2000 и 1450 гг. до н.э. на острове Крит переживала свой расцвет
минойская цивилизация. Минойцы с их богато декорированными дворцовыми комплексами,
украшенными великолепными фресками с изображениями дельфинов и акробатов,
имели несколько видов письма. Тем не менее большую часть своей истории
минойцы пользовались пиктографическим письмом, которое английский археолог
Артур Эванс назвал критским рисуночным письмом. Некоторые ученые высказали
предположение, что эта до сих пор нерасшифрованная система письма может
быть связана с рисуночным лувийским письмом.
Второй вид пиктографического письма, оставшийся от минойской культуры
Крита,
Фестский диск уже долгое время привлекает к себе внимание ученых,
однако все попытки дать убедительное толкование знакам, которые на нем
содержатся, потерпели крах. Рисуночное письмо, представленное на этом памятнике,
больше не засвидетельствовано никакими другими документами.
датируется приблизительно 1700 г. до н.э. и представлен всего на одном-единственном
двустороннем документе — глиняном диске, найденном при раскопках дворца
в Фесте. Каждый из 45 знаков, встречающихся на Фестском диске, был оттиснут
при помощи особого штемпеля-печатки по сырой глине. Пожалуй, во всем мире
не найдется другой системы письма, которую бы так часто пытались дешифровать
ученые. Предположительно, это письмо имеет слоговой характер, хотя ни одна
из предложенных дешифровок не выглядит убедительной.
Приблизительно с середины восемнадцатого века до н.э. минойцы стали
использовать еще одну систему письма — линейную, получившую название критского
линейного письма А. И хотя истинная природа этого процесса остается неизвестной,
велика вероятность того, что линейное письмо А произошло из критского рисуночного
письма, которое продолжали использовать наряду с первым. Среди знаков линейного
письма А, дешифровка которого продолжается и сейчас, имеются как силлабограммы
(слоговые знаки), так и логограммы (словесные знаки). Попытки соотнести
это письмо с известными языками античности предпринимались многими учеными;
согласно одной из таких гипотез, которая, вероятно, имеет некоторое разумное
зерно, критское линейное письмо А фиксирует один из индоевропейских языков,
принадлежащих к анатолийской подгруппе, например, лувийский.
Эта глиняная табличка с надписью линейным письмом В была найдена
при раскопках микенского дворца в Полосе, где жил гомеровский герой Нестор.
В середине пятнадцатого столетия до н.э. минойцы были потеснены на Крите
микенцами, греческим народом, культура которого впервые прослеживается
на греческом материке еще в 1600 г. до н.э. В 1877 г. н.э. испанский консул
на Крите доложил о том, что на месте разрушенного микенского дворца в Кноссе
была найдена глиняная табличка, испещренная надписями. С этого времени
из руин Кносского дворца и других микенских дворцов Крита и Греции было
извлечено на свет много подобных глиняных документов. Эти документы оставались
непрочитанными вплоть до 1952 года, когда молодой британский архитектор
Майкл Вентрис сумел дешифровать запись, которая была на них зафиксирована.
Это была первая установленная греческая система письма — линейное письмо
В, получившее свое название от Артура Эванса задолго до времени дешифровки.
Линейное письмо В, источником которого является минойское линейное письмо
А, имеет слоговой характер. Встречаются в нем и логограммы, которые обычно
используются только в сочетании с числительными для обозначения количества
какого-либо товара — оливкового масла, зерна, моркови, мечей и т.д. — и
которые часто пишутся при помощи слоговых знаков; большая часть табличек
с линейным письмом В содержит дворцовые хозяйственные записи.
Силлабограммы линейного письма В, за исключением нескольких знаков,
принадлежат к V и CV типу; таким образом, группы из двух или более согласных
звуков, встречающиеся на конце слов, трудно передать этим письмом. Эта
проблема решалась разными способами: иногда просто не обозначали согласные,
в других случаях писали гласные, которые в действительности в этих словах
не произносились. Так, греческое слово
sperma
(семя) писалось как
ре-ma,
a
tektones
(каменщики) писалось как
te-ke-to-ne.
Как
правило, в этой системе письма не различались звонкие, глухие и аспирированные
(придыхательные) согласные, имеющие одно и то же место образования; так
что фонетически различные CV-сочетания [ba], [pa] и [p
h
a] на
письме обозначались одним и тем же слоговым знаком. Точно так же не различались
плавные согласные [1] и [г]. Единственным исключением из этого являются
звуки [d], [t] и [t
h
], которые различаются на письме.
Самые поздние образцы линейного письма В датируются приблизительно 1200
г. до н.э., поскольку микенская цивилизация, существовавшая на Крите, погибла
на исходе бронзового века в результате страшного пожара, пронесшегося по
побережью Эгейского и по восточному побережью Средиземного морей.
ПИСЬМЕННОСТЬ ГРЕЦИИ В ЭПОХУ БРОНЗОВОГО ВЕКА
Минойская цивилизация, существовавшая в эпоху бронзового века на о.
Крит, оставила после себя три различные системы письма: критское рисуночное,
письменность Фестского диска и линейное письмо А. В то время, как на Крите
переживала подъем минойская культура, на греческом материке господствовала
микенская цивилизация, расцвет которой отражен в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера.
Микенцы заимствовали у минойцев систему письма, которая впоследствии стала
называться линейным письмом В. Большая часть надписей, выполненных линейным
письмом А и линейным письмом В, содержится на глиняных табличках. Однако
неровные знаки обоих видов письма непросто было рисовать на сырой глине,
поэтому вполне вероятно, что обе письменности предназначались и обычно
фиксировались на каком-то другом, более недолговечном материале.
Английский археолог Артур Эванс назвал линейным письмом А минойскую
письменность эпохи бронзового века, возникшую на основе критского рисуночного
письма. Ученые установили, что знаки, приведенные в данной таблице, имеют
слоговой характер, хотя сама система письма до сих пор остается недешифрованной.
Возникшее из линейного письма А, линейное письмо В было дешифровано.
В 1952 году английский архитектор Майкл Вентрис, который в детстве случайно
услышал доклад убеленного сединами Артура Эванса и увидел таблички с линейным
письмом В, смог дешифровать надписи и выяснил, что язык, зафиксированный
этим слоговым письмом, является древним диалектом греческого языка. Только
несколько знаков (см. рис. слева) до сих пор не раскрыты учеными.
Кипр
После заката микенской цивилизации большое число греков покинули свою
родину и переселились в другие места, в том числе и на остров Кипр. Ранние
образцы кипрской письменности датируются приблизительно 1500 г. до н.э.
и засвидетельствованы немногочисленными надписями, которые получили название
кипроминойского письма. Как видно из названия, эти виды письменности возникли
из минойской системы, возможно, даже из линейного письма А. Традиционно
три различные формы кипроминойского письма делят на кипро-минойское письмо
I, II и III, последнее было обнаружено в Угарите, а не на Кипре. Все три
вида не дешифрованы, хотя ученые предполагают, что все они фиксируют различные
языки. Тем не менее в последние годы некоторые специалисты стали выступать
против теории такого разделения.
Греки, обосновавшиеся на Кипре, адаптировали для своего родного языка
не позднее середины одиннадцатого века до н.э. одну из кипро-минойских
письменностей, и, таким образом, создали вторую (из установленных учеными)
греческую систему письма — кипрское слоговое письмо. Оно состоит только
из V и CV-знаков при очень небольшом числе CCV-знаков, что во многом напоминает
древнемикенскую систему письма. Принципы, разработанные микенскими писцами
для написания групп согласных, получили дальнейшее развитие у кипрских
писцов греческого происхождения, но только с одним фундаментальным и весьма
важным изменением: те самые согласные, которые не писались в линейном письме
В, в кипрском слоговом были представлены CV-знаком, гласный компонент которого
обозначал первый гласный звук, стоящий перед этой группой согласных. Так,
слово
Artemidi
(для Артемиды) пишется
a-ra-te-mi-ti.
Звонкие,
глухие и аспирированные согласные, имеющие одно и то же место образования,
не различаются, и, как видно из приведенного выше примера, дентальные согласные
не являются исключением. Однако в отличие от линейного письма В, в кипрском
слоговом письме различаются звуки [1] и [r]. Кроме того, для слов, содержащих
скопление согласных в начале и в конце, были разработаны способы обозначения
этих согласных на письме.
Кипрское слоговое письмо, вероятно, было изобретено иммигрантами,
приехавшими на Кипр из микенской Греции. Если сравнить это греческое письмо
с линейным письмом В, очевидны становятся сходства, существующие между
этими двумя письменностями; именно этими общими чертами руководствовался
Майкл Вентрис при дешифровке линейного письма В.
Греция
Греческий алфавит — это уже третий вид греческого письма. И хотя некоторые
ученые говорят о более раннем появлении греческого алфавитного письма,
все же традиционно считается, что оно возникло в восьмом веке до н.э.
Как и две ранние греческие письменности, алфавитное письмо возникло
на основе уже существующей системы письма, имеющей хождение у народа, с
которым греки имели тесные контакты. На этот раз таким народом были финикийцы.
Называли разные места, в которых могло произойти заимствование финикийского
консонантного письма, в том числе на Кипре, Крите, Родесе и в поселении
Аль-Мина, расположенном на побережье Сирии. Однако, где бы ни было адаптировано
финикийское письмо, для этого необходим был двуязычный финикийско-греческий
контекст. По мнению автора, все говорит о том, что адаптация финикийского
письма греками произошла на Кипре, где с середины девятого века до н.э.
постоянно жили финикийцы. Некоторые особенности греческого алфавита указывают
на то, что для греков, заимствовавших финикийское письмо, было привычным
записывать свой язык при помощи кипрского слогового письма. Например, в
греческом алфавите есть буква, обозначающая сочетание [k] + [s] (дальний
предок буквы "х", используемой в английском языке); имея две буквы для
передачи звука [k] и одну для звука [s], греческий алфавит не нуждался
в специальном знаке для обозначения этого двойного согласного. Однако
ksV
-знаки были необходимы кипрскому слоговому письму, где существовали
свои особые способы отображения на письме скопления согласных. В новую
алфавитную систему письма был введен знак для [k] + [s], поскольку те,
кто разрабатывал этот алфавит, уже были хорошо знакомы и долгое время пользовались
системой письма, в которой существовали подобные знаки.
ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Греческий алфавит был первой в истории письменностью, одновременно содержащей
знаки дм обозначения индивидуальных согласных звуков (как в протоханаанейском
письме) и индивидуальных гласных звуков (как в различных ближневосточных и греческих
слоговых системах). Существовало много местных вариантов греческого алфавита,
четыре из них представлены в данной таблице.