До сих пор библиотека имени А. С. Пушкина находится в этом здании, перед которым стоит бюст поэта работы скульптора В. Н. Домогацкого, поставленный здесь, возможно, в 1937 г. к столетию со дня гибели. В библиотеке в 1931 г. открылось единственное в то время среди массовых библиотек иностранное отделение, с 1932 г. - юношеское, с 1935 г. - нотное, в 1958 г. она первая в стране перешла на систему открытого доступа к книжным фондам. Сейчас в библиотеке около 200 тысяч книг и в ней записано более 20 тысяч читателей.
Рядом с бывшей мамонтовской усадьбой находятся два дома под одним и тем же номером (N II), соединенные небольшим строением. Слева - главное здание большой усадьбы, образовавшейся после покупки профессором "всемирной истории и вспомогательных ея наук" Московского университета Иоганном Вигантом двух участков - одного у "Петербургской Академии художеств академика" архитектора Николая Леграна и другого у Франца Гелтергофа, также университетского профессора, распрощавшегося с Москвой и уехавшего в Сарепту, немецкую колонию на Волге.
Сам Вигаит под конец жизни, оставив кафедру, также переселился в Сарепту, где и умер в 1808 г. Москвичи узнали о его кончине из объявления в газете "Московские ведомости": "Бывший Императорского Московского Университета Профессор Иван Виганг, скончавшийся 31 августа сего года, просил перед кончиною своею засвидетельствовать всем любящим его ту приверженность и любовь, коими душа его до последнего вздыхания к ним была преисполнена..."
В 1785 г. Вигант продал свою елоховскую усадьбу за 3000 рублей "Евангелическому братскому города Сарепты обществу", которое, возможно, и построило после покупки новое каменное здание по красной линии участка. Город Сарепта был одним из центров немцев-колонистов, так называемых гернгутеров, последователей религиозного учения, возникшего в 1420 г. в Богемии (они иногда назывались богемскими братьями). Гершутеры строго придерживались трезвости, прилежания, порядка и чистоты.
Екатерина II решила привлечь иностранных колонистов для того, чтобы поднять пустующие земли на юге России, В 1765 г. гернгутерам предоставили в "вечное владение" почти 6000 десятин в Поволжье, и императрица даровала им немалые привилегии: освобождение от налогов на 30 лет, самостоятельные управление и суд, право свободного винокурения. Сначала жизнь новых поселенцев была довольно трудной - приходилось обороняться от разбойников и кочевников, а тут еще в 1774 г. колонию разграбил Пугачев, но постепенно все пришло в порядок, и колонисты стали процветать. Екатерина не ошиблось в своем выборе: немцы превратили дикие степи в цветущий уголок. На всю Россию славились сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в Сарепте, и особенно сарептская горчица. Колонисты в Сарепте стали заниматься и ткачеством - именно оттуда пошла известная ткань сарпинка.
Здание в Елохове, принадлежавшее сарептским гражданам, использовалось, вероятно, как гостиница для приезжающих из Сарепты, а первый этаж под магазины и обширные сводчатые подвалы - для склада товаров. В Елохово - "в сарептские лавки" - ездила вся Москва за покупками.
В начале XIX в. участок Сарептского общества перешел во владение города, и позади главного дома в августе
1911 г. приступили к постройке большого здания Елоховского отделения городского ломбарда по проекту архитектора И. М. Рыбина. Новую постройку освятили 7 июля
1912 г. Тогда в газете "Голос Москвы" с восхищением писали о новой постройке: "Колоссальный 6-этажный корпус, построенный в виде буквы Т, весь из камня, бетона и железа. Огромные окна прорезают здание. Вечером оно светиться, как грандиозный фонарь..." Внутри здания ломбарда устроили большой операционный зал площадью 100 квадратных саженей (это более 200 кв. м), громадные кладовые, подъемники и прочее.
Но при коммунистическом режиме отдавать в ломбард стало нечего, и новые хозяева в 1922 г. начали переделывать здание под производственные помещения, несмотря на то, как отмечалось в замечаниях к проекту переделки, что "...придется много ломать, ибо при постройке этого здания принималось во внимание исключительно его специальное назначение со всеми особенностями этого дела, мало подходящего к производственным фабричным целям". Но голос разума не был услышан, и в бывшем ломбарде стали устраивать завод электроламп. Тогда, в частности, выстроили между двумя зданиями по красной линии небольшую заводскую проходную, которую сейчас занимает кооперативный ресторан "Разгуляй".
Далее идет Елоховский проезд, сохранивший название старинного села. Это настоящий архитектурный заповедник: его единственная - нечетная - сторона состоит всего из трех домов и все они являются памятниками архитектуры, находящимися на государственной охране.
Первое из них - здание (N 1), бывшее главным домом большой усадьбы, владельцем которой в самом конце XVIII в. был князь Юрий Никитич Трубецкой, герой русско-турецких войн, отличившийся под руководством фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Когда построили главный дом усадьбы, точно неизвестно: на плане 1774 г. его еще нет, а на плане 1797 г. он уже стоит. Изображение его фасада поместил в начале XIX в. М. Ф. Казаков в своих альбомах выдающихся московских зданий. Тогда дом принадлежал графу Алексею Гавриловичу Головкину, собирателю картин и редкостей, коллекция которого погибла, расхищенная солдатами наполеоновской армии в 1812 г. Возможно, Головкин, приобретя старое здание, перестроил его согласно своим вкусам: к дому с восточной стороны был пристроен зимний сад и вольер. Позади дома находился сад, огороженный стеной, а за стеной - хозяйственные строения. В 1819 г. бывшей графской усадьбой владеет богатый купец Д. А. Лухманов, а в середине XIX в. она переходит к купчихе Олимпиаде Поповой, при которой исчезают уже последние остатки былого великолепия. Купчиха полностью перестраивает особняк внутри, надстраивает его третьим этажом и устраивает в нем бумагопрядильную фабрику - в 1856 г. в ней насчитывается 45 станов и 35 жаккардовых станков, на которых заняты 105 рабочих, производивших кисею, холстинку и другие ткани на сумму более 24 тысяч рублей в год. Но в 1890-х гг. дом опять превращается в жилой, со значительными переделками во внутреннем расположении.
Под тем же номером стоит небольшое здание (стр.2), которым владел в 1817 г. купец П. П. Кувшинников. Ранее оно было флигелем большой усадьбы, принадлежавшей во второй половине XVIII в. княгине М. А. Гагариной, а в начале XIX в. - М. В. Мальцевой. Во второй половине XIX в. изменили фасад флигеля - это сделала та же купчиха Попова, которая прикупила его к соседнему головкинскому владению для устройства фабрики.
Рядом - недавний пришелец в это сообщество старинных зданий: "АО Диалог" выстроило в 1995 г. дом, который сразу же обращает внимание своим современным видом, смелым и интересным сочетанием цветов (архитекторы А. Половников и Л. Тер-Сааков, инженер А. Уланова). К нему почти примыкает пышно украшенное двухэтажное здание (N 3), построенное в 1903 г. на месте стоявшего тут деревянного строения купца Гордеева 1870-х гг. Новый дом кажется выстроенным из кирпича, но это не так - он тоже деревянный. Автором его и владельцем был архитектор Н. И. Орлов.