Он представлял собой сильно растянутую композицию, как бы составленную из нескольких объемов в традициях допетровской архитектуры. При переходе усадьбы к Демидову дом стал перестраиваться (возможно, архитектором Ф. С. Аргуновым). На протяжении нескольких десятков лет в обширной усадьбе продолжались работы - ведь на ее территории находилось множество различных строений и даже здание для театра (он находился слева от главного дома), в возведении которого, возможно, принимал участие М. Ф. Казаков. Обычно бывало, что на подмостках демидовского театра играла немецкая труппа: известный дипломат екатерининского царствования Я. А. Булгаков, живший неподалеку на Вознесенской улице (N 12-14), писал сыну Александру, служившему в русском посольстве в Неаполе, что "немцы играют, и очень хорошо, на театре у Демидова подле меня; я всякий день бываю по соседству".
Облик демидовского дома запечатлен в "Альбоме" лучших частных московских зданий, собранном М. Ф. Казаковым.
В саду, да и вообще в усадьбе, находилось огромное количество чугунного литья с демидовских заводов - различных изделий из чугуна насчитывалось более 1500: ограды, светильники, беседки, статуи. До недавнего времени москвичи могли любоваться четырьмя чугунными статуями из этого дворца, изображавшими четыре времени года, - они стояли в парке на Семеновской (Таганской) улице.
Демидовский сад был не только местом гуляний и затей, там находились большие оранжереи и даже зверинец: так, в газете "Московские ведомости" в 1777 г. предлагалось желающим "покупать разныя заморския оранжерейныя деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых Маралами, Американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы".
После смерти владельца Слободской дом предается забвению, наследники в нем не заинтересованы и тут в 1820-х гг. обосновывается Дом трудолюбия, которому покровительствовала супруга московского военного генерал-губернатора Т. В, Голицына. Впоследствии он стал Институтом благородных девиц, названным в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра 1, Елизаветинским. В институте бесплатно обучались дочери обер-офицеров и чиновников в чинах не выше титулярного советника, а на платное обучение могло претендовать потомство дворян, духовенства и купцов, но, правда, при условии, если они торговали в России. По воспоминаниям современника, "...большие, высокие и светлые классные комнаты и дортуары, два прекрасных обширных зала, из которых один с колоннами, составляли его внутреннее помещение. Церковь была большая, но очень уютная и располагающая к молитвенному настроению. Большой парк с двумя прудами, где летом плавали лебеди, с лодкой и купальней доходил до Яузы и был отделен от нее невысоким деревянным забором".
В советское время в этом здании находились различные педагогические учебные заведения: техникум имени Профинтерна, институт имени Н. К. Крупской и, наконец, областной институт имени В. И. Ленина, ставший с 1991 г. университетом. Напротив бывшего демидовского дворца - целый конгломерат производственных строений, в которых находится ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, основанный на базе лаборатории, руководимой Н. Е. Жуковским, а также и другие сходные по профилю институты. В начале 1920-х гг. здесь стали отроиться многочисленные сооружения (по проекту архитектора А. В. Кузнецова и др.): так, 1 октября 1925 г. сданы в эксплуатацию здания лабораторий: аэродинамической, моторной и испытания материалов, 31 декабря 1925 г. начала работать аэродинамическая труба - самая большая в мире, где можно было испытывать даже не модели, а фюзеляжи самолетов в натуральную величину.
До 1920-х гг. здесь стояло выразительное суровое здание лютеранской церкви св. Михаила. Она, получившая в Москве прозвание "Старой обедни", возможно, была построена в Немецкой слободе первыми ее поселенцами, торговцами и ремесленниками, попавшими в Московское государство еще до 30-х гг. XVII в. Это была большая базилика с тремя нефами, разделенными столбами на арках; в ней висели паникадила, относящихся к двум эпохам - концу XVII в. и времени ее перестройки - начала XIX в. Большой напрестольный образ был оправлен в золоченую барочную раму с витыми колонками; барочной была и красивая резная кафедра.
По сведениям, поданным в начале XVIII в. ее пастором в Московскую духовную консисторию, каменное здание кирхи построили по грамоте царя Михаила Федоровича в 1683 г. "коштом обретающихся в Москве лютерского закона иностранных разных чинов людей". Однако, судя по фотографиям, которые донесли до нас ее облик, кирха позднее была значительна перестроена. В 1920-х гг. ее здание, совершенно не исследованное, было снесено (возможно, какие-то остатки вошли в конструкции башни с ветряным двигателем).
Продолжением Елизаветинского переулка служит Доброслободская улица, выходящая к площади Разгуляй. На ее левом углу с Вознесенской улицей обращает на себя внимание одноэтажный особняк с мезонином - он был выстроен в 1830-х гг. и получил более пышное оформление в 1896 г. при переделке его владельцем архитектором Петром Дриттенпрейсом, - инициалы "DP" изображены наверху здания. Его сын В. П. Дриттенпрейс, также архитектор, построил двухэтажный каменный особняк в стиле неоампир для доктора А. Л. Любушкина в 1913 г. - он находится в глубине участка. На этой же улице стоит здание бань, интересное своей обработкой с привлечением декоративных элементов мавританского зодчества - стрельчатых арочных проемов, изощренной резьбы по камню, растительного и геометрического орнамента. К сожалению, автора этой оригинальной постройки не удалось узнать. На этом участке находился дом Н. А. Верстовского, отца композитора, который в 1825 г. переехал сюда из Петербурга. Сам Александр Николаевич Верстовский прожил здесь до 1829 г., когда он был вынужден покинуть дом отца, не признавшего гражданский брак его с актрисой Надеждой Репиной.