Так продолжалось до тех пор, пока монастырь не вернули церкви. Формально это был один из последних указов Брежнева (патриархии должны были передать Донской монастырь, но решили передать Даниловский), фактически передача состоялась через несколько месяцев после его смерти, и с 1983 г. начались работы по восстановлению зданий монастыря, законченные к празднованию 1000 - летия крещения Руси. Тщательно выполненные реставрационные работы велись под руководством архитектора И. И. Маковецкого.
В северной стене находится главный вход в монастырь, где над воротами возвышается высокая колокольня с церковью св. Симеона Столпника, выстроенная заново на месте храма 1732 г.; на ней находился удивительный по звучанию подбор колоколов. За воротами - обширная площадь с надкладезной часовней с надписью на ней о 1000-летии крещения (архитектор Ю. г. Алонов); слева - сложный объем собора Святых Отец Семи Вселенских соборов, здание которого первоначально строилось около 1555 - 1560 гг. и было освящено в присутствии самого Грозного царя и его сыновей. К концу 20-х гг. XVIII в. собор пришел в ветхость, его пытались ремонтировать, но его пришлось разобрать и строить заново; в августе 1730 г. новое здание было освящено. В конце XIX в. в соборе были устроены усыпальница купеческой семьи Ляпиных, интерьер которой оформлял Ф. О. Шехтель, и придел Захарии и Елисаветы, в котором в 1896 г. был похоронен собиратель знаменитой этнографической коллекции, директор Румянцевского музея В. А. Дашков.
После коммунистического лихолетья возрождение собора началось с передачей его патриархии. Нижняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в 1985 г., а верхняя с главным престолом Святых Отец - через три года. В иконостасе находятся икона Владимирской Богоматери XVI в. и иконы костромского письма конца XVII в. В соборе хранились мощи святого князя Даниила, исчезнувшие после закрытия большевиками монастыря, за исключением небольшой части их, которые сейчас находятся в соседнем Троицком храме. Они принадлежали последнему настоятелю обители епископу Феодору, потом как-то попали в Соединенные Штаты и, наконец, в 1986 г. переданы в монастырь митрополитом всей Америки и Канады Феодосием.
Справа - ампирный объем Троицкого собора, выстроенный в 1833 - 1838 гг. на средства благотворителей Куманиных и Шустовых. Собор считался произведением известного архитектора Е. Д. Тюрина, но при разысканиях в архивах обнаружилось, что ее автор - не менее известный О. И. Бове. В нем находятся редкие иконы XVII и XIX вв.
Богоматери Троеручицы и преп. Иоанна Кассиана, находившиеся ранее в кладбищенской Духовской церкви.
Напротив Троицкого храма, в некотором в отдалении от него - пример современной архитектуры: двухэтажная, с тремя крупными объемами-ризалитами резиденция патриарха (1984 - 1988 гг., архитекторы Ю. Рабаев и другие), где в 1988 г. освятили церковь в честь Всех Святых, "в земле Российской просиявших".
Как и во многих других монастырях, в Даниловом находилось кладбище, полностью ликвидированное в советское время. Некоторые захоронения - Н. В. Гоголя, А. С. Хомякова, Н. Г. Рубинштейна, Н. М. Языкова - перенесли, а остальные уничтожили, и в их числе медиков В. Ф. Снегирева и А. И. Бабухина, математика и предпринимателя Ф. В. Чижова, историка и москвоведа П. В. Хавского, литературоведа Н. С. Тихонравова, общественных деятелей Д. Ф. и Ю. Ф. Самариных, московского городского головы князя В. А. Черкасского, юриста Ф. Л. Морошкина, поэта М. А. Дмитриева, публициста А. И. Кошелева и многих других. В 1988 г. в монастыре построили поминальную часовню - небольшой храмик с одной главкой, покрытие которой смахивает на гриб-опенок (архитектор Ю. Г. Алонов), на восточной стене одного их монастырских корпусов (настоятельского) установили барельефы в память Гоголя и Хомякова, и несколько далее, у трапезной палаты, на монастырскую стену поставили доску в память исследователя истории болгар Юлия Венелина. Радом - необычный для русского монастыря армянский крест XIII в., подарок католикоса всех армян Вазгена 1.
Недалеко от Даниловского монастыря, к востоку от него стоит церковь Воскресения Словущего (Ср. Староданиловский пер., 3), выстроенная в 1831 г. - это типичное для московского ампира здание, почти лишенное декора, с массивным четвериком, со стоящим на нем барабаном и сферическим куполом. В эту церковь были перенесены мощи св. Даниила после закрытия Даниловского монастыря, но куда они потом исчезли, так и осталось неизвестным.
В марте 1998 г. перед монастырем была освящена часовня св. князя Даниила.
Недалеко от монастыря находится Даниловское кладбище. К нему можно пройти от монастыря по Большой Тульской улице, свернув в Духовский переулок, названный так по кладбищенской церкви Сошествия Св. Духа (удивительно, но в советское время переулок как-то забыли переименовать)
Как и многие другие московские кладбища, Даниловское было основано за пределами города, за Камер-коллежским валом, после чумы 1771-1772 гг. с деревянной церковью на нем, освященной 31 декабря 1772 г. в память семи священномучеников Херсонских. На кладбище в 1829 г., возможно, по проекту Ф. М. Шестакова начала строиться каменная церковь на средства богатого купца и благотворителя С. Л. Лепешкина; освящена она была только в 1838 г. Главный престол посвящен Сошествию Св. Духа, придельный храм с южной стороны - в память херсонских мучеников, а второй придел - в память успения св. Анны. Церковь в советское время так и не закрывалась, Рядом с ней стоит небольшая часовня св. Николая, построенная как и церковь в 1901 г.
На Даниловском кладбище похоронены литературоведы С. Н. Дурылин и В. И. Шенрок, историки И. Д. Беляев и П. Н. Кудрявцев, купцы Лепешкины, П. М. и С. М. Третьяковы, художник И. С. Остроухов.
К востоку от Даниловского кладбища, на склоне, спускающемся к долине речки Кровянки, находится мусульманское кладбище.
Недалеко от Большой Серпуховской улицы находится целое гнездо благотворительных учреждений, располагающихся на Щипке и Зацепе. Вот еще два интересных московских названия, так ярко напоминающие нам об истории этого места: считается, что тут были заставы, где останавливали ("зацепляли") возы с товарами и проверяли их ("щупали"), нет ли там контрабанды.
Первыми начали строить" здесь братья Солодовниковы. Отец их, крестьянин Герасим Кузьмич Солодовников, занимаясь ручным ткачеством, постепенно накопил небольшой капитал и переселился в Москву, где записался в 1835 г. в купечество; его сыновья Михаил, Алексей, Василий и Никита торговали мануфактурными изделиями и имели небольшую ситцевую фабрику. Они не принадлежали к первым московским богатеям, но прославились своими благотворительными делами.
В 1862 г. братья Солодовниковы пожертвовали земельный участок и крупную сумму денег на строительство богадельни с домовой церковью Михаила Архангела, открытую 1 апреля 1865 г. (ул. Щипок, 6 - 8; церковь освятили через два месяца). Через некоторое время они же сделали крупные пожертвования для строительства рядом с богадельней Александровской больницы (проект архитектора А. С. Каминского), предназначенной для бесплатного лечения больных всякого звания, были бы они только христианами. В 1887 г. здание больницы было закончено, но открылось оно только через четыре года - 14 апреля 1891 г.
Последним в этом ряду стоит Солодовниковское училище Московского купеческого общества, основанное теми же благотворителями в память "чудесного" спасения императора Александра II 4 апреля 1866г., когда его чуть было не убил террорист.
Несколько Щипковских переулков образовались в 1882 г., когда городу был пожертвован большой участок земли. В 1-м Щипковском переулке (дом N26) родился известный кинорежиссер А. А. Тарковский, который прожил здесь до 1963 г.
Щипок выходит на Стремянный переулок (названный, как уверяет знаток московской топонимии А. А. Мартынов, по одному из домовладельцев, стремянному конюху Букину), где в начале XX в. началось строительство коммерческих высших учебных заведений.