ОСТОЖЬЕ
(Между Пречистенской набережной Москвы-реки и Остоженкой)
По мнению историков Москвы, трасса Остоженки была в древние времена дорогой из Киева и Смоленска во Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Она шла через Москву-реку (там, где сейчас стоит Крымский мост, а тогда был брод) мимо прибрежных сел и лугов к Кремлю и далее на север и северо-восток.
Недалеко от современной улицы находилось великокняжеское село Семчинское, впервые упоминаемое в 1339 г. "Приказываю сынам своим отчину свою Москву", - говорилось в завещании Ивана Калиты. "А се есьм роздел им учинил", - продолжал он, и далее следовал перечень городов, слобод и сел, и в числе последних "село Семциньское". Оно обязательно входило в завещания московских великих князей в продолжение почти 200 лет. Это село часто упоминается и в летописях в связи с многочисленными пожарами в Москве. Так, в царствование Ивана IV в 1547 г. "бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чергорья погоре до Семчинского сельца, после Москву реку...". Это село упоминается в летописи также и в связи с тем, что Иван Грозный взял его в опричнину: "Повеле же и на посаде улицы взяти в опричнину от Москвы реки: Чертольскую улицу и с Семчинским сельцом и до всполья".
Другое село, стоявшее на берегу Москвы-реки, называлось Киевец - по выходцам из Киева. Карамзин приводит сведения о переселении в 1332 г. в Москву на службу к Ивану Калите боярина Родиона Нестеровича с сыном Иваном "и с ним же княжата и Дети Боярские и двора его до тысящи и до семи сот". Они поселились здесь, невдалеке от сухопутной дороги из Киева и построили деревянную церковь Николая, "что в Киевцах"...
Эта полулегенда-полубыль неожиданно получила подтверждение в наши дни, и вот каким образом. После разборки в 1935 г. Успенской церкви на Остоженке в Третьяковскую галерею поступила икона, уже в плохом состоянии. Когда ее расчистили и отреставрировали, оказалось, что это прекрасное произведение русской живописи, изображающее Николу Зарайского, культ которого был широко распространен на Руси, ибо считалось, что он защитник от "насилия поганых", бесчисленных врагов, окружавших Русь. По определению искусствоведов, икона написана как раз на рубеже XIII и XIV вв. мастером именно киевской школы. А в старинном московском роду Квашниных-Самариных, выводящих свое родословие от сына Родиона Нестеровича Ивана, по прозвищу Квашня, сохранилось семейное предание о вывозе этой иконы из Киева. Кстати, Квашнины-Самарины в XVIII в. были старостами в приходе церкви Николы в Киевцах. Деревянная церковь, перестроенная в каменную в 1691 г., стояла до 1772 г. на берегу Москвы-реки. Вода постепенно подмывала берег, и ее пришлось разобрать. Кирпич пошел на ограду Зачатьевского монастыря, а икона была передана в соседнюю Успенскую церковь, откуда и поступила в Третьяковскую галерею.
Села были окружены обширными лугами, где косили сено для княжеского двора. По стогам сена улица и получила название Остоженки, возвращенное ей в 1986 г., после того, как она в продолжение почти 50 лет называлась Метростроевской. В конце улицы, у Крымского брода, находился царский конюшенный "Остоженный двор", застроенный по периметру небольшими деревянными зданиями, любопытный и редкий рисунок которых сохранился в Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. У начала улицы, под стеной Белого города, в Москву-реку впадал ручей Черторый, по названию которого местность, где он протекал, называлась Чертолье. У его устья располагался лесной рынок. По изрезанному извилистыми протоками с ручьями и ручейками к берегу Москвы-реки спускались незастроенные участки, сдаваемые именитыми владельцами - Шереметевыми, Голицыными, Скавронскими - под лесные склады.