Более позднее время отмечено появлением в переулке жилых домов по проектам архитекторов М. М. Черкасова (№ 1, (1889 г.), А. В. Иванова (№ 10, 1908 г.), Н. И. Иванова и А. М. Хомко (№ 14, 1912 г.), Д. М. Челищева (№ 33, 1914) и Н. Н. Васильева (№ 35, 1887 г.; буква "Д" на фасаде обозначает фамилию его владельца - купца Н. Н. Дружинина.) Уже в советское время было построено монументальное здание для Министерства по атомной энергии.
В доме №33 в 1919 г. находился Комитет по делам изобретений РСФСР, были квартиры геолога А. Д. Архангельского и металлурга И. Н. Плаксина. В 1920-е гг. здесь помещалось общежитие Горной академии, где жили студенты, ставшие позже руководителями советской промышленности, - И. Ф. Тевосян и В. С. Евдокимов, а также писатель А. А. Фадеев.
В Старомонетном переулке была и большая, в полгектара, усадьба артиллерии майора Ивана Жукова (№ 37). В 1870-х гг. в обширном саду бывшей усадьбы устроили садоводческое хозяйство, где находился садовый питомник, под названием "школа дерев". К концу же XIX столетия вся территория усадьбы оказалась занятой промышленными и складскими строениями Покровской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры.
Старомонетный переулок выходит на улицу Большую Полянку невдалеке от здания бывшей церкви Успения, "что в Казачьей", которое находится на углу с 1-м Казачьим переулком. Так же, как и 2-й Казачий, он стал называться с конца XIX в. в память о бывшем здесь в XVII - XVIII вв. поселении казаков. Еще в 1830 г. в приходе церкви Успения числилось "Козачье подворье", где жили несколько казаков во главе с "урядником Войска Донского". Казачье подворье находилось через двор от церкви на углу со Старомонетным переулком. Церковь выстроил в конце 1690-х гг. стольник Василий Полтев, а через сто лет - в 1798 г. - построили трапезную с двумя приделами и колокольню, которая видна издалека по Большой Полянке, так как она поставлена на одном из изгибов улицы.
До 1890-х гг. оба Казачьих переулка называли Успенскими. Более раннее название 1-го Казачьего - Жуков переулок, а 2-го - Фаминцын, по фамилиям домовладельцев.
В обоих переулках среди больших дворов, заросших деревьями, сохранилось еще много неказистых деревянных строений второй половины XIX в. К ним вполне могут быть применимы слова московского романиста А. М. Пазухина, много печатавшегося в конце века в газетах: "Между Полянкой и Ордынкой расположены очень уютные и весьма тихие переулки, похожие на безлюдные улицы наших провинций и населенные преимущественно средним купечеством, которое имеет там свои дома, переходящие из рода в род и большею частик) похожие один на другой если не наружным видом, то расположением комнат, двором и характером обстановки. Чистый двор с сарайчиками и амбарами, с резной решеткой, отделяющей двор от сада, с конурой цепного пса, всегда сытого и всегда сердитого, с колодцем под узорным навесом, с путешествующими по двору курами под предводительством важного петуха. Комнаты в доме уютны, с запахом деревянного масла и вечно цветущего жасмина, с портретами в гостиной "самого" и "самой" в золоченых рамах, с мезонином или антресолями, где обыкновенно живут "барышни", - те беленькие, румяненькие барышни, которых всегда встретишь в замоскворецких церквах, нарядно одетых и бросающих боязливые взоры на молодых людей непрекрасного пола вообще, а на носящих военный мундир в особенности".
В последнее время в этих переулках начинают строиться новые дома, в которых появляются и новые хозяева - многочисленные фирмы, частные предприятия, общества и конторы.
Два соседних переулка недавно также носили одинаковые названия - Екатерининские, отличаясь только тем, что один из них был Большим, а другой Малым. Назывались они по церкви Екатерины, "что на Всполье", стоящей на углу этих переулков и Большой Ордынки. По преданию, первоначально церковь была выстроена на месте сражения русских войск с польско-литовскими интервентами. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, выкопал ров, устроил укрепление, внутри которого расположил большой обоз. Во второй половине дня 24 августа 1612 г. у стана неприятельских войск развернулось ожесточенное сражение - "...бысть бой велик и преужасен", - пишет очевидец. Русские войска ворвались в крепость, заняли ее "и обоз у литовских людей разорвали, и запасы поимали, и в остроге литовских людей всех побили". Сражение закончилось разгромом войск интервентов - из Москвы они "срама же ради своего прямо в Литву поидоша".
В этих местах находилась небольшая слобода, где жили белильщики тканей для дворцового обихода, и, вероятнее всего, Екатерининская церковь была выстроена еще ее обитателями, которые, как считается, была поселены тут царицей Анастасией Романовной в XVI в. Церковь в 1657 г. показана каменной с двумя приделами - Феодора Стратилата и святителя Николая.
Композиция здания Екатерининской церкви необычна - оно состоит из трех отдельных сооружений, поставленных в одну линию с востока на запад. В центре находится колокольня (сейчас она почти не видна, так как два ее верхних яруса были в 1931 г. разобраны), к востоку от нее летняя церковь, построенная по проекту архитектора К. И. Бланка на средства Екатерины II в ознаменование ее воцарения. Как было написано на медной доске в церкви, "...собственным ея величества повелением и коштом 1766 года маия 25 дня заложенная, сия святая церковь совершися в 767 году и освятися в конце того лета..."; с запада находится теплая (зимняя) церковь, построенная в 1872 г. (архитектор Д. М. Чичагов). Ограда вокруг церкви, выкованная в 1730 - 1731 гг., стояла в Кремле между Архангельским собором и Патриаршим двором и перенесена сюда в конце 1760-х гг. Ее решетка - редкостный в Москве образец прикладного искусства первой половины XVIII в.
В 1922 г. оба Екатерининских переулка были переименованы: Большой Екатерининский в Погорельский, ибо тогда считалось, что он так назывался в XVIII в., а Малый - в Щетининский, по фамилии одного из домовладельцев. Однако на планах XVIII в. Погорельским назывался именно Малый, а не Большой Екатерининский переулок, шедший изломанной линией позади церкви.
У высокого кирпичного жилого дома по Щетининскому переулку - маленький особнячок (№ 10), каких еще недавно было много в московских переулках. В нем находится один из самых уютных художественных музеев в Москве - Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. В нескольких залах особняка, построенного, вероятно, после 1812 г., находятся произведения искусства XVIII и начала XIX в., представленные в основном портретной живописью. В музее - шедевры Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, такие полотна В. А. Тропинина, как портрет С. К. Суханова, "Кружевница", его знаменитый "Автопортрет" с видом на кремлевские башни. Музей был открыт в феврале 1971 г. на основе собрания Ф. Е. Вишневского, подарившего его государству.
Напротив - один из первых московских жилых кооперативных домов (№ 9), построенный в 1926 г. по проекту архитектора В. Н. Семенова.