Противоположная сторона Рахмановского переулка от Петровки до Неглинной улицы в XVIII в. составляла одно владение князей Гагариных и Касаткиных-Ростовских. Главный дом усадьбы выходил на Петровку.
В конце XIX в. тут был трактир Зверева, где собиралось, как рассказывал В. А. Гиляровский, "общество маклаков, являвшихся на аукцион и сбивавших цены, чтобы купить даром ценные вещи.., один из залов представлял собой странную картину: на столах золото, серебро, бронза, драгоценности, на стульях материи, из карманов вынимают, показывают и перепродают часы, ожерелья". В 1880-х гг. в строениях по переулку находилась типография А. А. Левенсона, в которой увидела свет первая книга А. П. Чехова - сборник рассказов под названием "Сказки Мельпомены". Малоизвестному тогда писателю пришлось печатать книгу в кредит, с рассрочкой на 4 месяца со дня выхода. В 1890-х гг. здесь помещалась редакция газеты "Русское слово", перешедшая в 1897 г. к известному издателю И. Д. Сытину, под руководством которого она превратилась в "фабрику новостей", как ее тогда прозвали, и стала одной из самых распространенных газет в России. Теперь на углу с Петровкой находится здание, выстроенное кооперативом "Краснопресненское объединение" в 1929 г. (архитектор П. Н. Кучнистов), где долгое время находились различные коммунистические и советские организации, а теперь тут Московская городская дума.
Остальная площадь усадьбы была занята несколькими жилыми и нежилыми строениями. В одном из них, в том длинном двухэтажном неказистом строении (№ 4), которое до весны 1984 г. стояло на месте современного здания для "Совмортранса" (проект русских и австрийских архитекторов В. В. Колосницына, М. В. Окуневой, П. Ляйбетседера, П. Хабрика и других), выстроенного в 1995 г., в 1832 - 1834, 1835 и 1837 гг. жил В. Г. Белинский. Неблагонадежного студента исключили из университета, и он нашел приют у дальнего родственника, жившего в доме Касаткина-Ростовского. В последующие годы жизнь Белинского здесь быка, как правило, связана с бедственными для него событиями. И. И. Лажечников писал о доме, где жил Белинский: "Он квартировал в бельэтаже, в каком-то переулке между Трубой и Петровкой. Красив же был его бельэтаж! Внизу жили и работали кузнецы. Пробираться к нему надо было по грязной лестнице; рядом с его каморкой была прачечная, из которой беспрестанно неслись к нему испарения мокрого белья... я спешил бежать от смраду испарений, обхвативших меня... скорей, скорей на чистый воздух, чтобы хоть несколько облегчить грудь от всего, что я видел, что я прочувствовал в этом убогом жилище литератора, заявившего России уже свое имя". На доме - свидетеле жизненных невзгод великого русского критика - 10 февраля 1956 г. была открыта мемориальная доска с его барельефом.
Статус мемориального не спас дом Белинского от разрушения: доску сняли, и здание в 1984 г. снесли, обещая построить в точности такое же, что, как мы сейчас видим, почти исполнилось. Действительно построили, но совсем не такое, какое было.
Еще один переулок в этих местах - Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, - возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка. Он назывался также Сергиевским - по церкви Сергия Радонежского, построенный в 1678 г. и называвшейся "что в Старых Серебрениках", "что в Новых Сторожах" или просто "у Трубы". В XVIII в. церковь неоднократно перестраивалась: в 1702 г. с юга пристроили придел Усекновения главы Иоанна Крестителя, потом - с севера Никольский придел, и в 1749 - 1752 гг. появились восьмерик над основным четвериком и колокольня, которая была снесена в конце 1930-х гг. (остался лишь низкий нижний ярус). Церковь служила семейной усыпальницей князей Ухтомских. В 1883 г. Сергиевский храм был передан Константинопольскому патриаршему подворью (т. е. представительству патриарха в России), которое построило в 1887 - 1890 гг. около него доходный дом. Проектировал его архитектор С. К. Родионов, использовав мотивы романского зодчества, ассоциируя их с крестовыми походами на Ближний Восток. На фасаде дома со двора сохранились закладные доски с уже трудно читаемым текстом.
Напротив этих зданий - скромный жилой дом (№ 3), появившийся здесь в период между 1817 и 1845 г. - это образец небогатого жилого дома стиля ампир. В 1840-х гг. он принадлежал известному тогда театральному художнику И. Н. Иванову, автору занавеса нового Большого театра, открывшегося в январе 1825 г.
В Крапивенский переулок выходила и часть большого владения князей Одоевских (№ 2/26), которая перешла к ним от князей Львовых после женитьбы князя Сергея Одоевского на княжне Елизавете Львовой. Это была барская усадьба с большим каменным домом в центре, садом и прудом. Во второй половине XIX в. усадьбу постигла судьба многих крупных дворянских владений в городе: перейдя в другие руки, старинные палаты сносятся, сады вырубаются, пруды засыпаются и все застраивается доходными домами.
Эта усадьба тоже была застроена скучными длинными жилыми зданиями, но старый дом во дворе сохранился (в пожар 1812 г. он не пострадал, ибо в нем квартировал начальник штаба наполеоновской армии маршал Л. Бертье), правда, измененный и надстроенный, а на месте пруда сейчас каток общества "Динамо". Каток существовал и до 1917 г., он был когда-то катком Императорского речного яхт-клуба и считался лучшим в городе. На нем выступал известный конькобежец А. Н. Паршин.
В домах на этом участке жили медик П. Л. Пикулин, в 1882 - 1887 гг. - композитор и музыкальный педагог П. И. Бларамберг, в 1882 - 1888 гг. - артист В. Н. Давыдов, в 1890-х гг. находился театр "Альказар" и книгоиздательство В. М. Саблина. В 1940-х гг. жил конструктор авиационных двигателей А. А. Микулин, разработавший стройную систему оздоровления, в 1960-х гг. писатель Г. П. Шторм.
По ту сторону Неглинной улицы переулки круто взбираются вверх на берега спрятанной реки. В 1932 г. они получили одинаковые имена, различаясь только номером: 1-й Неглинный, 2-й Неглинный, 3-й...
Начнем описание этих переулков с Сандуновского, названного по фамилии актеров, владельцев большого земельного участка, которые построили в 1808 г. Неглинные бани, прозванные Сандуновскими. Актер Сила Николаевич Сандунов происходил из грузинского дворянского рода Зандукели и славился в Петербурге и Москве мастерским исполнением комических ролей, а его жена, по сцене Уранова (названная так Екатериной II по имени недавно открытой планеты), обладала великолепным меццо-сопрано. Переехав в Москву, они совместно приобрели участок на берегу Неглинной и выстроили на нем бани, ставшие вскоре очень популярными. В конце XIX в. бани перешли во владение В. И. Фирсановой. Получив наследство после отца, богатого лесопромышленника, она решила перестроить старые бани, и в 1894 - 1895 гг. по проекту архитекторов Б. В. Фрейденберга и С. М. Калугина был выстроен целый комплекс по Неглинной улице и между Сандуновским и Звонарским переулками, обошедшийся тогда в 2 миллиона рублей. В здании по Неглинной улице находились торговые помещения с знаменитым нотным магазином П. И. Юргенсона на втором этаже. Во внутреннем корпусе, за двориком - отдельные номера, а в здании позади - 5 и 10-копеечные общие отделения. В корпусах, выходящих в переулки, находились квартиры. Сандуновские бани, как и Центральные, считались лучшими в Москве. Для них был специально проложен водопровод до Москвы-реки и сооружена насосная станция (здание ее, занимаемое сейчас посольством, сохранилось в Курсовом пер.).
На противоположной стороне Сандуновского переулка находятся два больших здания. Одно из них (№ 2) принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Основное здание банка на Неглинной улице со скульптурами А. М. Опекушина, олицетворяющими Земледелие, Промышленность и Торговлю, было построено в 1890 - 1894 гг. по проекту К. М. Быковского. В конце 1920-х гг. его намеревались надстроить и изменить фасад - сделать более современным, по бокам же пристроить два высоких крыла по проекту И. В. Жолтовского. Возвели, однако, только эти большие корпуса, один из которых и выходит в переулок.
Рядом с банковским корпусом - здание с большими оконными проемами, несколько напоминающее фабричное. Оно построено для мастерских Строгановского училища в 1914 г. инженером А. В. Кузнецовым, поборником функционализма в архитектуре. Это один из первенцев железобетонного строительства в Москве, где впервые появились горизонтальные ленточные окна, получившие в 1920-х гг. широкое распространение.
Следующий переулок - Звонарский, по слободе кремлевских звонарей, бывшей здесь в XV - XVII вв. На углу переулка и Рождественки стоит церковь Николы, "что в Звонарях", - "отличный пример барочного храма", как писал о нем рано умерший талантливый искусствовед В. В. Згура. Проект церкви, законченной строительством в 1781 г., был заказан архитектору Карлу Бланку генерал-поручиком И. И. Воронцовым, у которого рядом была большая усадьба.