Известное ныне во всем мире Научно-производственное объединение "Молния" отмечает 20-летний юбилей. По словам Генерального директора НПО А. Башилова, сейчас оно представляет собой огромную разветвленную структуру, не только состоящую из нескольких развитых комплексов, но и включающую в сферу своей деятельности свыше сорока других предприятий, НПО "Молния" было создано специально для разработки "Бурана" в середине 70-х годов, когда из-за роста объемов грузов, выводимых на космические орбиты, остро встал вопрос о снижении стоимости запусков. Стало трудно мириться с тем, что снабженные сверхдорогими двигателями и самой современной электроникой одноразовые ракеты-носители, выполнив свое назначение, сгорают или превращаются в лом. Специалистам всего мира была очевидна необходимость в многоразовых средствах выведения. В США полным ходом шли работы над "Спейс Шаттлом", подобную систему было решено создать и у нас. Именно с этой целью в 1976 году на базе конструкторских бюро "Буревестник" и "Молния" и было организовано НПО "Молния", которое возглавил Г. Лозино-Лозинский. Костяк нового коллектива составили высококлассные инженеры, пришедшие вместе с Лозино-Лозинским из ОКБ А. Микояна, а также приглашенные из КБ "Салют", ММЗ "Красный Октябрь", НПО "Энергия" и других ракетных и авиационных фирм.
Ничего подобного "Бурану" отечественная промышленность прежде не производила. Все начиналось с нуля - безо всякой преемственности и какого бы то ни было задела. Особенно острой была проблема теплозащиты конструкции космического корабля, поверхность которого при возвращении из космоса нагревается до полутора тысяч градусов. Применявшиеся до сих пор спускаемые аппараты попросту покрывались обмазкой такой толщины, что она не успевала полностью обгореть до момента приземления, покрытие же "Бурана" должно было выдержать без замены до ста полетов. Нужный материал был создан за удивительно короткий срок и по своим качествам оказался лучше американского. Особенности многоразового корабля потребовали особого подхода даже к таким привычным вещам, как летные испытания. Практика их в авиации вполне допускает выявление недостатков конструкции в полете, предполагая дальнейшую ее наземную доводку, но такой подход оказался недопустимым для непомерно дорогого космического аппарата, не имеющего возможности возвращения при малейшей неисправности на аэродром. Для исключения риска его следовало полностью отработать на земле. И собранный корабль, и все его агрегаты, по отдельности должны были пройти проверку в условиях, полностью имитирующих реальные условия полета - от механических и температурных нагрузок до воздействия излучения Солнца и планет. Для этого на "Молнии" пришлось создать уникальную лабораторно-стендовую базу, включающую в свой состав и пилотажные стенды-тренажеры, и стенды для испытаний на прочность, и криотермовакуумные, и многие другие установки.
Многолетний труд коллектива увенчался успехом: 15 ноября 1988 года "Буран" совершил орбитальный полет. На борту корабля не было человека, но корабль, управляемый полностью автоматически, при возвращении из космоса коснулся посадочной полосы с небывалой точностью - всего в полутора метрах от заданной точки.
Полет "Бурана" был победой. Однако в НПО "Молния" не собирались останавливаться на достигнутом: еще раньше здесь начались работы над космическим транспортным средством нового поколения. Логическим следующим шагом в освоении космоса должно было стать создание авиакосмической системы, то есть такой, в которой старт орбитальной ступени происходит с борта самолета-носителя. Такие системы не нуждаются в космодромах: они могут подниматься в воздух с обычных взлетных полос и затем запускать космические аппараты над любой точкой земного шара на орбиты любого наклонения, от экваториальных до полярных, что недоступно для традиционных ракет. Г. Лозино-Лозинский начал работу над подобной темой еще в 1965 году - это был проект "Спираль", предусматривающий космический старт с самолета-разгонщика, летящего со скоростью в шесть раз превышающей скорость звука. К сожалению, работы над "Спиралью" были свернуты в самом разгаре: руководство страны авиационной технике явно предпочитало ракетную - во всех областях применения. Должно было пройти несколько лет, чтобы необходимость в авиакосмических системах стала очевидной для всех.
Спираль, как известно, отличается от кольца тем, что после совершения по ней оборота поднимаешься на другой уровень. НПО "Молния" вернулось к "Спирали", но на новом витке, разработав проект многоцелевой космической системы МАКС. Над аналогичной тематикой работают во многих странах мира, но "Молния" по многим позициям проекта опережает соперников на 5-в лет.
В настоящее время НПО "Молния" занято работами в области не только космической, но и авиационной техники. Здесь задуман выпуск-целой серии самолетов грузоподъемностью от 500 килограммов до 500 тонн. Все они будут выполнены по оригинальной аэродинамической схеме, позволяющей, по сравнению с классической, уменьшить вес и размеры самолета, повысить его экономичность и безопасность полета и упростить технику пилотирования. Самый маленький из серии, шестиместный самолет "Молния-1", уже был показан в полете на аэрошоу в Париже а 1995 году.
Технологии, освоенные при работе над "Бураном", получили свое развитие в конверсионных проектах предприятия. Так, компьютерная программа "раскроя" элементов теплозащитного покрытия - их на "Буране" около сорока тысяч, и ни один не совпадает по размерам или очертаниям с другим - теперь будет служить для проектирования зеркал антенн радиотелескопов и для восстановления облика человека по форме черепа. Среди прочих разработок - солнечно-ветровые энергоустановки, переносные гидрогенераторы для малых рек, компактные котлы-нагреватели, многоэтажные гаражи, занимающие 56 квадратных метров площади, но вмещающие 20 автомобилей (один такой уже построен в Москве), мебельные конвейеры, уже запущенные на фабриках в Риге, Львове и Астрахани, и многое другое. Для привлечения частных инвестиций в эти и будущие высокотехнологичные и высокорентабельные проекты "Молнией" и торговой компанией "Кайрос" создан международный консорциум МАКС. Реализация его производственной программы и позволит выплачивать акционерам стабильно высокие дивиденды, и привлекать средства собственно для системы МАКС - многоцелевой авиационно-космической системы. Это реальный шанс для НПО упрочить свое лидирующее положение в отрасли.