BXVI-XVIIee. подавляющее большинство московских церквей были
деревянными, их количество превосходило число каменных храмов
в несколько раз. Но ни одна деревянная церковь того времени не
дошла до наших дней, зато каменных сохранилось немало. Поэтому
может показаться, что преобладали каменные церкви, но это иллюзия.
Царский титул государи московские официально носили с 1547 г.,
когда был венчан на царство Иван IV. До этого они были великими
князьями и лишь иногда, во время переговоров с иностранными монархами,
именовали себя царями.
Тягло - совокупность налогов, податей и повинностей, которую
необходимо было
выполнять "на великого
государя".
Дьяк - высокопоставленный чиновник
Царь Алексей Михайлович имел наследников от двух жён - Марии
Милославской и Натальи Нарышкиной. Дети Милославской - царь Фёдор
Алексеевич, царевна Софья, наследник престола царевич Иван (который
не мог самостоятельно царствовать по причине слабоумия). Другой
наследник престола, царевич Пётр, сын Нарышкиной, был моложе Софьи
и Ивана
В XIII-XV столетиях Москва была столицей одного из русских княжеств.
И пусть великие князья московские постепенно стали самыми сильными
государями на Руси, в других городах властвовали собственные княжеские
династии, порой успешно соперничавшие с московским княжеским домом
в делах большой политики. Богатейшим русским государством в XV
в. было не Московское княжество, а Новгородская республика. А
Великое княжество Литовское включало в ту пору больше всего русских
земель.
Но при великих князьях Иване III (1462-1505 гг.) и Василии III
(1505-1533 гг.) положение изменилось. Военной силой и с помощью
дипломатии Москва присоединила к своей территории все самостоятельные
русские земли и княжества. За семь десятилетий территория страны
выросла в несколько раз. Именно тогда родилось государство, которое
будут называть Московским, а позднее Российским или просто Россией.
Историки именуют его централизованным, поскольку власть многих
князей и аристократических правительств отдельных земель была
теперь собрана в одном центре - Москве.
На местах правили воеводы и наместники московских государей,
а важнейшие государственные дела решались в самой столице. Здесь
собирался совет при особе государя - Боярская дума, куда входили
все самые видные и родовитые аристократы Руси. Богатейшие и знатнейшие
представители военно-служилого сословия составили 1Ъсударев двор
- собрание высшего дворянства, служившего государю мечом и советом.
К середине XVI в. в Москве сложились главные органы управления
страной - приказы, прообраз современных министерств. К тому же
Москва давно играла роль церковного центра всей страны: митрополит
Московский был главным православным иерархом Руси.
ОТ РАСЦВЕТА К ПАДЕНИЮ
В конце XV - середине XVI в. в Москве велось обширное каменное
строительство. Город рос и постепенно превратился в одну из крупнейших
столиц Европы. Приезжие иностранцы отмечали: российская столица
превосходит размерами Лондон, вдвое больше Флоренции и Праги.
Европейских дипломатов поражало невиданное обилие церквей и монастырей
в Москве и её окрестностях. Монастыри были столь велики (и, как
правило, окружены высокими каменными стенами с башнями), что издалека
казались настоящими самостоятельными городами. При монастырях,
при митрополичьей и государевой казне были собраны большие библиотеки;
писцы трудились над переписыванием книг, книжники составляли летописи,
живописцы покрывали фресками храмы и каменные палаты, писали иконы.
В городе ежедневно кипела торговля. Крестьяне привозили на продажу
продукты. Всё съестное стоило необыкновенно дёшево. Зимой, прямо
на льду Москвы-реки, устраивали настоящую мясную ярмарку. Издавна
в российской столице жили восточные купцы. Известно, что с конца
XV в. здесь стали селиться итальянские торговцы, в XVI в. Москву
часто навещали немцы, голландцы, поляки. В 50-х гг. XVI в. английская
торговая и разведывательная экспедиция открыла подданным британской
короны морской путь в далёкую богатую Московию вокруг Скандинавского
полуострова и по Белому морю. Англичане были обласканы Иваном
IV (1533-1584 гг.), в первые годы получили колоссальные льготы
в торговле и построили в Китай-городе, недалеко от Кремлёвской
стены, каменные палаты. Правда, впоследствии их права то убавлялись,
то вновь расширялись - всё зависело от дипломатических отношений
между Англией и Московским государством. Но, так или иначе, во
второй половине XVI в. в столице России поселилось немало англичан.
Европейские дипломаты и путешественники удивлялись богатству
царского двора. Англичанин Ричард Ченслор, приглашённый на царскую
трапезу, впоследствии писал: "Что касается яств, подаваемых
великому князю, то они подавались без всякого порядка, но сервировка
была очень богата; всё подавали на золоте не только ему самому,
но и всем, и блюда были массивные; кубки также были золотые и
очень массивные. Число обедавших в этот день было около двухсот,
и всем подавалось на золотой посуде. Прислуживавшие дворяне были
все в золотых платьях (видимо, в одежде из золотой парчи. - Прим.
ред.),.. Перед обедом великий князь переменил корону, а во время
обеда менял короны ещё два раза, так что я видел три разные короны
на его голове".
Иными словами, вплоть до последней трети XVI столетия Москву
воспринимали как цветущий, очень большой и очень богатый город,
достойно соперничавший с европейскими столицами. Никто не знал,
сколь трагичной будет его судьба, как много горя выпадет на долю
москвичей во время последующих десятилетий...
В 1565 г. царь Иван IV, раздосадованный неудачами в войне с поляками
и литовцами, учредил опричнину. Это означало, что на территории
Московского государства выделялась особая земля, где власть государя
была ничем не ограничена. В опричнине действовали собственные
суды, собственные правительственные учреждения и собственное войско.
Царь неоднократно переносил центр политической жизни из Москвы
в различные опричные резиденции. Богатейшей из них являлась Александровская
слобода, где были большая каменная крепость, собственная печатня
и размещался опричный двор государя. Иван IV предполагал сделать
опричную резиденцию из Вологды: здесь развернулось грандиозное
каменное строительство. Вполне возможно, царь боялся Москвы. В
1547 г. он испытал страшное потрясение: вспыхнул мятеж горожан,
направленный против царской родни - аристократического клана князей
Глинских, обвинённых в колдовстве и поджигательстве. Молодой государь
ужаснулся, "узрев множество людей", которые чинили страшные
расправы прямо на улицах и площадях города. По собственным словам
Ивана IV, "трепет" вошёл в его тело. Позднее он, надо
полагать, не раз ожидал от огромного города непокорства и опасности
для своей жизни. По мнению некоторых историков, в 1568 г. москвичи
выступили против опричнины. Однако в итоге Москва всё-таки осталась
столичным городом.
церковь, многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Землю
на высоту локтя засыпали белым песком - от сырости. Постоянно
несли караул 500 стрельцов.
На протяжении XVT в. Москве не раз угрожало нападение татар.
Опричное войско не смогло отвратить этой страшной опасности в
1571 г., когда к городу подошли полчища крымского хана Девлет-Тирея.
Ордынцы подожгли Москву, и ветер быстро разнёс пламя по всей её
территории и предместьям. Те из ордынцев, которые пытались грабить
богатые монастыри и церкви, гибли в огне и задыхались в дыму.
Взрывался порох в подземельях и крепостных башнях. От невероятного
жара разрушались каменные строения и падали колокола. Гибли от
удушья спрятавшиеся в погребах, пожар не щадил ни знать, ни простолюдинов.
Великий город пылал шесть часов и выгорел полностью. Бедствие
ужаснуло самих крымцев.
Один из живших тогда в Москве англичан сообщал в письме, что
несколько его соотечественников задохнулись в погребе; собственное
спасение он почёл за чудо. По его словам, город был завален человеческими
и лошадиными трупами и очистить его невозможно было и за два месяца.
Выжить удалось немногим - тем, кто спасался в воде, во рвах и
реках. Девлет-Гирей угнал в Крым огромное число пленников. В следующем
году он вернулся с новым войском, но на этот раз московские ратники
разбили крьшцев в жестоком сражении у деревни Молодь.
Разгром 1571 г. очень дорого обошёлся российской столице. Через
десять лет в Москве побывал посол Папы Римского Антонио Поссевино,
человек чрезвычайно наблюдательный и охочий до секретов. Он сравнил
территорию города, занятую строениями, с площадью, покрытой пожарищем,
и сделал вывод: Москва уменьшилась почти вдвое. Всё её население
составляло едва 30 тыс. человек, т. е. сократилось по сравнению
с допожарным временем во много раз. Поссевино заметил, что, когда
посольские люди двигались по столичным улицам, толпу москвичей
перегоняли с места на место, пытаясь создать у иностранных гостей
иллюзию многолюдства.
Впрочем, исход XVI столетия даровал российской столице не только
горе. В 1589 г. митрополит Московский был возведён в высший сан
Восточной православной церкви - он стал патриархом. Это высоко
подняло авторитет Москвы на православном Востоке.
ГИБЕЛЬНЫЙ ПОЦЕЛУЙ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ
В начале XVII в. столица Московского государства стала центром
жестокой политической борьбы и вооружённого соперничества многочисленных
сил, боровшихся за власть в стране на протяжении великой Смуты.
В 1598 г. пресеклась правящая династия Рюриковичей. Последний
царь - Фёдор Иванович (1584-1598 гг.) умер, не оставив наследников,
а его младший брат, царевич Дмитрий, погиб семью годами раньше
- то ли в результате несчастного случая, то ли от рук убийц. В
злодействе подозревали царского шурина и фактического правителя
страны Бориса 1Ъдунова. Однако до сих пор тайну гибели царевича
историки не раскрыли. После кончины Фёдора Ивановича на царство
венчали Бориса Годунова. В Москве тогда был разыгран настоящий
политический спектакль: патриарх возглавил народное шествие, участники
которого должны были умолять Бориса Годунова стать их государем.
Тот для виду распустил слухи о скором пострижении в монахи, скрылся
в Новодевичьем монастыре, затем несколько раз отказывался от власти,
но в конце концов согласился и стал российским государем.
Столица пировала 12 дней: царь распорядился бесплатно кормить
и поить всех желающих. В Кремле для народа поставили столы с пивом
и хмельным мёдом. Большие пожалования получили дворяне и купцы,
обильная милостыня досталась вдовам и сиротам. Несмотря на такое
праздничное начало, царствование Годунова (1598-1605 гг.) не стало
счастливым.
В 1601-1603 гг. на Россию обрушился катастрофический голод. Годунов
распорядился открыть царские амбары для голодающих, однако столичные
запасы зерна быстро иссякли. Слухи о государевой милости широко
распространились, и тогда в Москву устремились тысячи людей. В
то же время в стране множились разбойничьи шайки, происходили
массовые волнения. Когда столица оказалась переполненной голодающими,
дороги, по которым доставляли провиант, были перерезаны разбойниками
и бунтовщиками. Невиданный голод охватил столицу. Людей гибло
так много, что не хватало сил и средств, чтобы хоронить их. Москва
испытала первый удар судьбы, первое дыхание Смуты.
В 1604 г. бедствия продолжились. На территорию Московского государства
вторгся с войском претендент на царский трон, именовавший себя
царевичем Дмитрием, чудесно спасшимся от убийц. В историю он вошёл
как Лжедмитрий I (1605-1606 гг.), а его преемники, которых было
немало, соответственно как Лжедмитрий II, Лжедмитрий III... В
1605 г. Борис 1Ъдунов умер, трон достался самозванцу. Но и тот
продержался недолго. Через год грянуло восстание, которое возглавил
могущественный клан царедворцев Шуйских. Поляков, поддерживавших
Лжедмитрия, избивали на улицах и во дворах Москвы, сам он и его
приспешник воевода Пётр Фёдорович Басманов также были убиты. Труп
самозванца, по свидетельству современника, несколько дней валялся
непогребённым у Кремлевской стены. Затем его вывезли за город
и там похоронили, но вскоре откопали и сожгли. Царём стал Василий
Шуйский (1606-1610 гг.). При нём поляки открыто вторглись в Россию,
а Москва стала полем битвы между царскими войсками и отрядами
нового претендента - неведомо откуда взявшегося Лжедмитрия П.
В 1610 г. боярское правительство выдало Василия Шуйского польскому
королю и впустило королевских наёмников в Кремль...
В 1611 г. на улицах Москвы разгорелась новая битва. Земское ополчение,
собравшееся из многих городов и земель для освобождения российской
столицы от поляков, сражалось с наёмниками, проливая свою и чужую
кровь на деревянные мостовые столицы... Чудовищный пожар, устроенный
поляками в городе, защитил их от земских ратников. Захватчики
удержали Китай-город и Кремль, а ополченцам досталось колоссальное
пепелище.
В 1612 г. российская столица была наконец освобождена. 2-е Земское
ополчение под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского
вошло в город и, соединившись с 1-м, наголову разгромило польскую
армию гетмана Яна Ходкевича. Сражение длилось два дня. Среди руин
и пожарищ ратники строили деревянные острожки (маленькие крепости)
и защищали их до последнего бойца. Ходкевич отошёл, оставив без
поддержки наёмников, по-прежнему запертых в Китай-городе и Кремле.
Те голодали и не имели сил эффективно сопротивляться. Вскоре Китай-город
был взят штурмом, а в октябре 1612 г. польский гарнизон сдал Кремль.
В следующем году был венчан на царство Михаил Фёдорович Романов
(1613- 1645 гг.), первый государь новой династии. Но это не означало
конца Смуты. Ещё несколько лет Москва оставалась настоящим военным
лагерем, которому приходилось выдерживать неприятельскую осаду,
отправлять обозы с припасами в разорённые города, рассылать полки
в отдалённые земли Московского государства, чтобы очистить их
от интервентов и мятежных казаков. Зыбкую победу Минина и Пожарского
впоследствии пришлось защищать и отстаивать вооружённой рукой
вплоть до 1618 г. Лишь тогда Смута пошла на убыль.
В великом городе, который медленно залечивал раны и отстраивался,
постепенно восстанавливалась мирная жизнь... В 1626 г. столице
пришлось вспомнить о миновавшем кошмаре: случился новый страшный
пожар. Особенно памятна эта дата для историков: тогда сгорели
архивы центральных государственных учреждений России. Почти всех.
Можно сказать, в пламени сгинула многовековая история страны,
от которой остались лишь жалкие обрывки.
В истории Москвы не было ничего гибельнее Смуты: никогда прежде
смутной поры и никогда после неё город не понёс столь значительных
потерь.
"БУНТАШНАЯ" ЭПОХА
В 30-х гг. XVII столетия приезжие иностранцы вновь стали говорить
о российской столице как о богатом и крупном городе. Прежняя добрая
слава Москвы восстановилась. Документы середины XVII в. свидетельствуют
о том, что в великом городе жили ремесленники многих сотен специальностей.
При царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) в Подмосковье построили
стекольные заводы и специальные мельницы для изготовления бумаги.
1Ърод украсило множество новых каменных церквей, которые были
возведены на средства служилых аристократов и посадского населения
- купцов, ремесленников. Искусные мастера срубили в Коломенском
деревянный дворец для Алексея Михайловича. С середины XVII в.
в столице существовали три крупные мастерские иконописцев и живописцев:
при Оружейной палате, Посольском приказе и Патриаршем доме. У
царя и патриарха появились большие хоры певчих.
Светские и церковные власти, испытывая недостаток в хорошо образованных
людях, создавали школы. Одним из преподавателей стал знаменитый
славянский просветитель и поэт Симеон Полоцкий. В 1681 г. сын
и преемник Алексея Михайловича царь Фёдор Алексеевич (1676-1682
гг.) учредил при Московском печатном дворе крупное училище, нечто
среднее между школой и высшим учебным заведением. "Ректором"
Типографского училища (так его впоследствии назвали историки)
поставили учёного иеромонаха Тимофея, прежде немало путешествовавшего
по восточным странам. Его трудами была собрана большая библиотека
и приглашены греческие учителя. В 1687 г. на основе объединения
Типографской школы и нескольких других, более мелких, в Заиконоспасском
монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое
высшее учебное заведение в российской столице. Во главе академии
встали известные греческие книжники Иоанникий и Софроний Лихуды.
Вся Россия как будто поднималась после долгой и тяжёлой болезни,
ослабленная и далеко не столь могучая, как в конце предыдущего
века. Далось выздоровление недёшево. Всем сословиям пришлось жертвовать
своим благосостоянием. Государство буквально душило население
налогами и податями. К середине столетия крестьянство юридически
утратило свободу и оказалось "прикреплённым" к земле
и её хозяевам. Горожане, нёсшие тягло, не раз бунтовали, измученные
непосильным бременем. В 1648-1650 гг. по стране прокатилась настоящая
волна городских восстаний. Вспыхнул мятеж и в Москве.
Власти попытались провести налоговую реформу, частью которой
было введение нового налога на соль, сопровождавшееся невиданными
злоупотреблениями. Летом 1648 г. в Москве начались волнения. Толпа
москвичей не раз пыталась вручить царю челобитную со своими требованиями.
В конце концов челобитчики ворвались на территорию Кремля и избили
придворных. Стрельцы - главная военная сила престола - отказались
повиноваться, и уличные беспорядки превратились в настоящий бунт.
Мятежники ломали и грабили дома, крушили дворы и лавки, убивали
неугодных им чиновников. На протяжении десяти суток в Москве царило
безвластие. Погибли двое судей (глав) приказов, толпа растерзала
дьяка Назария Чистого. В итоге царь Алексей Михайлович был вынужден
ради всеобщего успокоения отправить в ссылку собственного родственника
- боярина Б. И. Морозова. Кроме того, удалось наконец собрать
воинскую силу, достаточную для отпора бунтовщикам.
Однако и после того, как мятеж стих, осталась его причина: законы
недостаточно охраняли интересы посада, а тягло давило на него
тяжким бременем. Недовольство распространилось и среди небогатого
дворянства. Поэтому в Москве был созван Земский собор, результатом
работы которого стал новый кодекс законов - Соборное уложение
1649 г. В нём были учтены интересы посадских людей и дворян. Однако
именно статьи этого законодательного документа окончательно лишили
крестьянство свободы.
На протяжении 13 лет московское правительство вело тяжёлую и
кровавую войну с Польшей. Чтобы поправить финансовое положение
и пополнить опустевшую казну, в обращение были пущены медные деньги.
Прежде этого не бывало: денежное обращение Московского государства
основывалось на серебряной монете. Население очень быстро раскусило
подвох. Власти выплачивали жалованье медью, приравнивая ничего
не стоившие медяшки к серебряным монетам, а налоги требовали серебром...
Вскоре этот принудительный и противоестественный курс дал трещину:
на московских рынках за одну серебряную копейку давали 10, а то
и 15 медных.
В 1662 г. народное недовольство переросло в открытый бунт. Пятитысячная
толпа москвичей отправилась в летнюю царскую резиденцию - село
Коломенское, где потребовала выдать зачинщиков грабительской "реформы".
Бунтовщиков разогнали, полторы сотни заводил повесили, но и медная
монета была отставлена. Неровные бурые медяки стали изымать из
обращения и переливать - не пропадать же металлу!
В течение целого столетия (с середины XVI в.) стрельцы были мощной
боевой силой, надёжной опорой московских государей. Однако войны,
которые вели Алексей Михайлович и его преемники, показали: боеспособность
стрелецкого войска упала. Наёмники - организованные, обученные
и вооружённые по европейскому образцу - бились лучше. Вместе с
тем стрельцы составляли значительную часть столичного населения,
они были вооружены и имели опыт боевых действий. Во второй половине
XVII в. стрелецкие полки стали главным источником бунтарских настроений,
страшной опасностью для московских правителей. Первый Стрелецкий
бунт грянул в 1682 г., после смерти царя Фёдора Алексеевича. Междуцарствие
спровоцировало две придворные партии - Нарышкиных и Милославских
- на жестокую борьбу за трон. Милослав-ские использовали бунт
для расправы со своими политическими противниками.
Стрельцы ворвались в Кремль, убили неугодных им придворных и
фактически установили свою власть во всей Москве. Мятежным полкам
удалось добиться привилегированного положения для стрельцов и
даже нового гордого наименования - "надворная пехота".
Судья Стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский играл
роль диктатора, некоронованного правителя российской столицы.
Впоследствии недолгое время его "правления" получило
название Хованщины. В итоге энергичная и честолюбивая царевна
Софья разогнала московских стрельцов, казнила Хованского и захватила
верховную власть. Она стала своего рода регентшей при малолетних
государях Иване и Петре, которых венчали на царство одновременно.
В 1689 г. правительница, мечтая о царском троне, попыталась возродить
"бун-ташную" силу столичных стрелецких полков, ею же
когда-то сломленную. Софья намеревалась их руками лишить жизни
подрастающего Петра. Однако заговор был раскрыт, его зачинщики
сурово наказаны, а саму царевну Софью удалили от государственных
дел и поселили под строгим надзором в московском Новодевичьем
монастыре. Окончательно сломал хребет стрелецкому войску Пётр
I (1682-1725 гг.), который подавил очередной бунт и устроил массовые
казни стрельцов.
В Стрелецком бунте 1682 г. приняли активное участие старообрядцы.
В годы патриаршества Никона (1652-1658 гг.) была проведена церковная
реформа, которая внесла заметные изменения в богослужебные книги,
обряды и молитвы. В результате этой реформы в Русской православнои
церкви произошел раскол. Те, кто не принял "новин",
стали именоваться староверами или старообрядцами. Они получили
массовую поддержку в народе. В числе многих других старообрядцев
две женщины - боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня
Евдокия Прокопьевна Урусова - претерпели за "старую веру"
пытки, были высланы из Москвы и умерли в заточении.
Во время выступления стрельцов духовные вожди старообрядчества
потребовали диспута о вере с церковными иерархами. Этот диспут
происходил в Грановитой палате Кремля в присутствии царевны Софьи.
Обе стороны стояли непримиримо, дело дошло до драки. Никто не
уступил, и кончилось тем, что глава старообрядческой "делегации"
Никита Пустосвят гордо вышел из палаты и заявил толпе: "Победили!
Победили!". Мнимая победа вскоре сменилась явным поражением:
Никиту Пустосвята повелением царевны Софьи обезглавили. В том
же году Печатный двор выпустил обличительную книгу против старообрядцев
- "Увет духовный". Сами староверы подверглись гонениям.
Москве оставалось играть роль столицы совсем недолго - всего
несколько десятилетий. Целая эпоха уходила в прошлое под шум "бунташных"
годов и нестихающие споры о вере...