В 1691 г. Москва стала свидетельницей странных карнавальных шествий молодого
Петра I. Пёстрая толпа приближённых царя, горланя непристойные песни,
разъезжала на санях, запряжённых козлами и свиньями, от одного дома к
другому и насмерть спаивала хозяев. На основе церковного устава молодой
государь сочинил устав "сумасброднейшего, всешу-тейшего и всепьянейшего
собора". Первой его заповедью было каждодневное пьянство, "дабы
спать трезвым не ложиться". Если в православном храме священник спрашивал:
"Веруешь ли?", то в петровском соборе задавали вопрос: "Пьёшь
ли?". Во главе конклава стоял князь-папа "святейший кир Иани-кита,
архиепископ Пресбурхский и всея Яузы и всея Кукуя патриарх" - бывший
учитель Петра дьяк Н. М. Зотов.
На Святки царь со своей "кумпанией" посещал знатных вельмож
и славил Бога. Хозяин по обычаю угощал славель-щиков и сам должен был
пить за их здоровье, а Пётр приговаривал, чтоб "все допивали; иботакделали
отцы и деды... а старые обычаи ведь лучше новых". "Всешутейший
и всепьянейший" собор Петра сочетал в себе народные традиции колядования
с пародией на церковную иерархию. В среде европейских аристократов того
времени были распространены шутовские общества и маскарадные клубы безбожников,
в которых принимал участие даже король Англии Вильгельм III. Однако их
собрания проходили тайно. Пётр же превратил подобный клуб в открытый карнавал,
в котором могла принять участие не только его "кумпания", но
и люди с улицы.