Первоначальное название укрепления, ставшего впоследствии городом Брянском,— Брынь, затем — Дебрянск. Возникло оно на высоком правом берегу Десны против устья р.Снежеть, среди лесов. Впервые упоминается в летописи под 1146 г., когда оно входило в состав Черниговского княжества. С 1252 г. — стольный город удельного Брянского княжества, основанного в 1246 г. князем Романом Черниговским, перенесшим свою столицу из Чернигова, разоренного Батыем. Брянское княжество, сильнейшее в Чернигово-Северской земле, утверждалось в постоянной борьбе со Смоленском и Литвой, которой удалось-таки завоевать его в 1356 г. До 1500 г. управлялось вассальными князьями или наместниками Великого княжества Литовского и Польско-Литовского государства.
При Петре I Брянск был заново укреплен в связи с опасениями приближения к Центральной России шведских войск в ходе Северной войны (напомним, что укреплялась даже Москва). В 1737 — 1739 гг. здесь была построена корабельная верфь, на которой строились корабли для похода в Турцию. Но корабли оказались непригодными, и верфь прекратила существование. В 1738 г. в Брянске создан арсенал для изготовления осадной, полевой и горной артиллерии (до 60 орудий в год), а также лафетов разных принадлежностей.
По территориально-административному делению начала XVIII в. Брянск был причислен к Киевской губернии, в 1778 г. определен уездным городом Орловского наместничества (с 1796 г. — губернии).
В 1870-х гг. Брянск включается в промышленное развитие. Здесь создается акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. Оно выпускало железнодорожные рельсы, вагоны, платформы и цистерны, а с девяностых годов и паровозы.
К тому времени в городе насчитывалось более 13 тыс. жителей. Из других предприятий следует назвать канато-прядильные, табачные, кирпичные, лесопильное и мукомольное. Местные жители промышляли арендой садов у помещиков, содержанием крупорушек, мелкой торговлей, перегонкой скота из южных губерний к столицам и даже хлебопашеством. Значительной была торговля лесом, пенькой, конопляным маслом, закупаемыми в различных местах и отправляемыми в Москву и (через Гжатскую пристань) к Рижскому и Петербургскому портам.
В ходе гражданской войны, когда разруха страны привела к остановке многих заводов, Брянский паровозостроительный занимался ремонтом поездов, бронепоездов, вагонов, выполнял другие военные заказы, а в 1930-е гг. был реконструирован и расширен, значительно вырос и сам город. Но боевые действия в ходе оборонительных и освободительных боев в годы Великой Отечественной войны, оккупация города (октябрь 1941 г.— сентябрь 1943 г.) разрушили его. Восстановление началось с машиностроительного (паровозостроительного) завода, который уже в 1946 г. выпустил первый паровоз серии «Л» (позднее он освоил изготовление паровых турбин, маневренных тепловозов, судовых двигателей).
Современный Брянск насчитывает более 200 тыс. жителей (в 1956 г. в его состав вошел г.Бежица). Здесь получили развитие передельная металлургия, производство строительных материалов, легкая промышленность, пищевая, деревообработка.
Брянск — крупный транспортный узел. Отсюда уходят дороги на Москву, Киев, Харьков, Гомель, Смоленск, Орел и Вязьму. Сам город делится на четыре административных района, различных по внешнему облику и экономическому значению. Ядро города — Покровская гора. На левобережье Десны — привокзальный район. Индустриальная основа города — его северная часть, где при слиянии Десны и Болвы был расположен город Бежица. В последние годы на северо-западе сформировался новый промышленный район.
Есть в городе институты, театр, краеведческий музей.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
БРЯНСК
В червленом щите золотая мортира, сопровождаемая по сторонам пирамидами ядер натурального цвета.