В 1668 г. на левом берегу небольшой речки Камышинка, правого притока Волги, поставлена была небольшая застава для прекращения разбоя на реке. С таких застав начинались многие города средней Волги. Называлась она поначалу, как и речка, Камышинка. Позднее, при Петре I, с намерением провести канал до р.Иловля (приток Дона) на правом берегу Камышинки возвели крепость, названную Петровской. В 1710 г. жителей левого берега перевели под защиту крепости, которую заодно переименовали в город Дмитриевск. В 1780 г., получив новое название — Камышин, он был учрежден уездным городом Саратовского наместничества (с 1796 г. — губернии).
Город представлял собой небольшую крепостцу, обнесенную земляным валом с палисадом и рвом, внутри которой стояла церковь да располагались комендантские строения. За рвом — слобода, жители которой занимались рыбной ловлей, судоходством и торговлей с калмыками. Столь слабое укрепление, конечно же, не могло устоять перед Е.И.Пугачевым.
Постепенно, однако, город рос, круг занятий его жителей расширялся. И к реформе 1861 г. в нем насчитывалось почти 9 тыс. человек. Три гостиницы, 12 постоялых дворов. Похоже, что здесь привыкли встречать гостей. Владел город землей (на каждого жителя приходилось по 10 десятин), рыбными ловлями. Горожане занимались хлебопашеством, садоводством, выращивали дыни и арбузы, которые охотно покупали во внутренних губерниях России. Было в Камышине уже и 6 заводов (салотопенные, кожевенные и пивоваренный) да 150 ремесленников. Но главное, чем жил город, была торговля. Положение на Астраханском тракте, по которому гнали скот на Балашов, и великом торговом пути, каким являлась Волга (по ней в верхние города везли из Камышина хлеб, рыбу и сало), обеспечивало местному купечеству прочный успех. К тому же на противоположном берегу Волги находилась соляная Никольская пристань. Считается, что только с Камышинской пристани отправлялось за навигацию товара на 900 тыс. рублей.
После Октябрьской революции город потерял торговое значение, однако приобрел иное — промышленное. Еще до Великой Отечественной войны здесь были построены заводы по производству стеклотары, овощных консервов и лакокрасок. После войны появились заводы автокранов и самый большой в Поволжье текстильный комбинат, выпускающий разнообразные ткани. Его корпуса раскинулись на площади свыше 600 га. Построены также обувная, швейная, макаронная фабрики. Продукцию сельского хозяйства округи перерабатывают маслосырокомбинат и мясокомбинат. А машиностроительный завод в Камышине изготавливает оборудование для животноводческих ферм. Энергетическая база Камышина — ТЭЦ, работающая на газе, поступающем сюда с Коробовского месторождения.
После создания Волгоградского водохранилища Камышин стал крупным портом, образованным в долине Камышинки, ставшей глубоководным заливом (вода здесь поднялась на 21 м), доступным для больших судов. Сюда проведена линия железной дороги из Балашова.
На высоком левом берегу Камышинки вырос новый город с кварталами многоэтажных домов. Но называется он старым городом в память о бывшем на этом месте в XVII в. поселении. Всего же население Камышина превышает сейчас 100 тыс. человек. Есть в Камышине сельскохозяйственное, текстильное, медицинское и музыкальное учебные заведения, драматический театр, краеведческий музей.
По-прежнему Камышин славится своими арбузами за их сахаристость, аромат и способность к длительному хранению. С августа и до глубокой осени грузят здесь баржи с арбузами. А неподалеку, в поселке Петров Вал остались еще следы попытки Петра I соединить приток Дона Иловлю и приток Волги Камышинку.
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
КАМЫШИН
В серебряном щите с лазуревой каймой, оборванной поверху, три зеленых стебля камыша. Щит обременяет червленая перевязь слева, обремененная же серебряной шестерней с серебряным челноком.
Утвержден седьмой сессией Камыгиинского городского Совета депутатов трудящихся 15 марта 1968 г.
Авторы герба комиссия, во главе с архитектором Н.М.Каповым.