На высокой боровой песчаной террасе правого берега р.Печора, которая делает в этом месте большой изгиб к западу, образуя длинный мыс, называемый Канин Нос, находились два небольших поселка: пристанционный Печора, на линии Коноша — Воркута (статус поселка получил в 1942 г.) и портовый Канин. В 1941 г. на Канином Носу находился обстановочный пост № 51 — обычная речная баржа. В ней жили, в ней и работали. Зимой 1941 г. для общежития использовался пароход «Неман», стоявший под парами. Весной приступали к строительству домов. Сюда же был переведен районный центр из старинного села Усть-Коньва, расположенного на противоположном
берегу реки (район образован весной 1941 г.).
Развитие и слияние этих поселков образовали город Печора, в котором сейчас более 80 тыс. жителей. Сформировался транспортный узел, объединявший железнодорожную станцию и речной порт. Здесь печорский уголь переваливают с железной дороги на суда, а древесину грузят в обратном направлении. Это самая крупная в Республике Коми лесоперевалочная база, куда поступает древесина с верховьев реки (железнодорожный мост через Печору построен зимой 1940 — 1941 гг., а в начале 1942 г. по нему прошел первый поезд с воркутинским углем).
В городе развивается промышленность, объединяющая лесопильные и деревообрабатывающие предприятия. Печорский лесокомбинат начал работать в 1941 г. Первая его продукция — пиломатериалы и шпалы для строительства железной дороги. Позже освоено стандартное домостроение и изготовление мебели. Здесь выпускались первые жилые дома и культурно-бытовые объекты для г.Инта, поселков Косью, Кочмес, Абель и др.
Для обслуживания судов в порту поначалу создали ремонтно-эксплуатационную базу. В 1967 г. стали строить грузовые теплоходы. В 1968 г. город получил плавучую мастерскую, равную по производительности большому заводу. Железную дорогу обслркивает депо.
В городе размещается и центральная база проводимых в окрестностях геологоразведочных работ для поисков новых нефтегазоносных площадей, какими стали Усинское, Вуктыльское, Рассохинское и Шапкинское.
Первая улица будущего города наметилась в 1942 г. Сейчас она называется Железнодорожной. И дома на ней стояли только деревянные. Но нынешний город целиком построен из камня. В нем много зелени, а жилые кварталы окружены сосновым лесом.
В городе есть речное училище. Сооружен спортивный корпус с плавательным бассейном. Материалы о краткой, но очень трудной истории города (вспомним, что его становление пришлось на годы Великой Отечественной войны) собирает краеведческий музей.
К северу от города расположены поля и сенокосы, на левом низком берегу реки — луга. Здесь хорошие возможности для развития молочного животноводства. В окрестностях города возделывают кормовые культуры и картофель, дающие высокие урожаи, чему благоприятствует световой режим длинного полярного дня.
В свое время известный исследователь Севера В.А.Русанов, находившийся здесь в ссылке в 1901 г., предсказал создание в будущем города на берегу Печоры. И теперь в городском сквере ему установлен памятник.
РЕСПУБЛИКА КОМИ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ПЕЧОРА
Щит рассечен лазурью и червленью. Правое ла-зуревое поле обременено червленою стрелой, левое червленое поле обременено стилизованным ла-зуревым крылом. Поверх всего стилизованная зеленая ель. В главе национальный орнамент и название города. В подножии золотом цифры 1949.
Утвержден седьмой сессией восемнадцатого созыва Печорского городского Совета народных депутатов 15 сентября 1983 г.