Основан в 1838 г. на месте разрушенной русскими войсками в 1812 г. турецкой крепости Суджук-Кале, существовавшей с 1722 г. Расположен на берегу глубокой Цемесской (Новороссийской) бухты, в которую впадает речка Цемес, летом отчасти пересыхающая. Известна бухта северо-восточными ветрами — борой, которые, спускаясь с голых вершин лежащих к востоку гор, превращаются в губительные ураганы. История бухты насчитывает немало кораблей, погибших в боре. Так, в 1878 г. затонуло 7 судов, одно из них — тендер «Струя» вместе с экипажем.
Город быстро развивался. Уже в 1851 г. стоимость поставленных морем в его порт товаров из русских и зарубежных портов превышала 360 тыс. рублей, а вывозимого — 160 тыс.
В 1855 г. Новороссийск был обстрелян англо-французской эскадрой, но, не добившись успеха, она была вынуждена отойти. Сам же город в 1860 г. упразднили, жителей его причислили к портовому городу Темрюк, но те не покинули насиженного места. В 1866 г. Новороссийск восстановлен уже как центр Новороссийского округа, преобразованного в губернию, просуществовавшую до 1920 г.
В июне 1918 г. Новороссийск стал свидетелем трагедии Черноморского флота России: в Цемесской бухте русские моряки затопили свои корабли перед угрозой их захвата войсками Германии (вошли в город в августе). Освобожден город был лишь в августе 1920 г.
Вторично в Новороссийске услышали язык немецкого солдата в сентябре 1942 г. Фашистским войскам удалось захватить часть города. Стойкое сопротивление Красной армии остановило их в городской черте. План продвижения противника на Кавказ вдоль Черноморского побережья провалился. Затем, в феврале 1943 г., в районе Мысхако удалось высадить десант моряков и захватить плацдарм, известный как «Малая земля», который удерживался 225 дней до освобождения Новороссийска в сентябре 1943 г.
Городу был нанесен огромный ущерб. Предстояло его возродить. На новой технической основе восстанавливались цементные заводы, начало которым было положено в 1882 г. (крупнейшие в мире залежи мергеля открыты тремя годами раньше). Производство цемента в 1973 г. в 4,5 раза превзошло довоенный уровень при одновременно 50-процентном повышении его марки.
К 1950 г. восстановлен и Новороссийский морской порт, крупнейший в России по перевалке нефти и цемента. Построен великолепный морской вокзал.
Население города в 1974 г. превысило 140 тыс. человек (17 тыс. в 1897 г, 95 тыс. в 1939 г., 93 тыс. в 1959 г.). В городе получили развитие различные отрасли промышленности: металлообработка (заводы «Красный двигатель», вагоноремонтный и судоремонтный, литейно-механичес-кий и металлоизделий), стройматериалов (заводы асбоцементных изделий, «Коммунар», железобетонных изделий). Непосредственные нужды горожан удовлетворяют мукомольно-элеваторный комбинат, молочный и рыбоперерабатывающий заводы, пивоваренный с цехом по разливу пепси-колы, мебельная фабрика.
Есть в Новороссийске факультеты двух высших учебных заведений — Краснодарского политехнического и Одесского инженеров морского транспорта, два техникума,
медицинское и музыкальное училища, планетарии, театр, историко-краеведческий музей.
Новороссийск — город-герой. Это высокое звание присвоено ему в 1973 г. за стойкость, мркество и героизм, проявленные защитниками Новороссийска в Великую Отечественную войну.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
НОВОРОССИЙСК
Щит скошен правой червленой перевязью, обремененной еще тремя перевязями. Поверх всего в правом верхнем углу щита золотая Звезда Героя Советского Союза и червленая гвоздика на золотом стебле. В верхнем серебряном поле золотой стилизованный контур завода и фрагмент золотой же шестерни. В нижнем лазуревом поле золотой якорь.
Утвержден девятой сессией Новороссийского городского Совета депутатов трудящихся 30 июля 1968 г., внесены изменения решением Новороссийского городского Совета депутатов трудящихся 25 февраля 1974 г.