В летописи Елец впервые упоминается под 1146 г. как пограничный город Рязанского княжества, защищавший Русскую землю от степняков-половцев. В 1237 г. разрушен Батыем, в 1395 г.—Тамерланом. После разорений 1415 г. и 1450 г. пришел в совершенный упадок. В росписи 1571 г. о его существовании ничего не говорится. Город восстановлен в 1591 г., после того как восточная окраина Российского государства перешагнула Уральские горы и появилась потребность защиты южных рубежей. Для этого закладывается ряд городов-крепостей, одной из которых стал Елец.
Быстрое развитие городя наступает с середины XVII в., и к концу его одних только посадских дворов насчитывает-
ся 270. Кроме того, к городу примыкают три слободы — Ламская, Аргамачья и Ямская. В 1708 г. Елец приписали к корабельным делам Азовской губернии, в 1719 г. он уже значится провинциальным городом Орловской губернии. К середине XIX в. он уже по своему значению мог сравниться со многими губернскими городами.
В реформенном 1861 г. в Ельце насчитывается более 25 тыс. жителей. Каждый десятый житель был причислен к купеческому сословию. Город украшала превосходная торговая площадь с гостиным двором и лавками. Здесь было три училища (одно для девочек), городская больница, гостиница, городской сад, трактиры, харчевни, ресторан. Значилось в Ельце 16 церквей, мужской Троицкий и женский Знаменский монастыри, 4 часовни, поставленные, по местному преданию, на могилах горожан, погибших при нашествии Тамерлана.
Было в городе более трех тысяч домов, из них 250 каменных. Большая часть жителей работала на заводах, которых в Ельце насчитывалось рке 53 (салотопенные, мыловаренные, сальносвечные, кожевенные, восковосвеч-ные, шелковых сит, экипажные, колокольные, чугунолитейные, крупорушные, табачные, канатные и другие). Один лишь кожевенный завод Валуева давал продукции на 160 тыс. рублей.
К концу XIX в. торговое и промышленное значение Ельца ослабло, но город стал крупным узлом железнодорожных линий на Москву, Орел, Валуйки, Грязи, Троекурово. Через Елец проходит и автомагистраль Москва — Воронеж. Ведущей отраслью промышленности становится машиностроение. Но развернулось оно уже в 1930-е гг. Перед началом Великой Отечественной войны в Ельце насчитывалось немногим более 50 тыс. жителей. Война разрушила город полностью.
Но восстановление города, реконструкция старых производств и создание новых шло быстрыми темпами. В 1970 г. население Ельца вдвое превышало довоенное. Здесь сосредоточены заводы: элементный, и «Прожекторные угли», имеющие общероссийское значение, «Гидропривод», тракторных агрегатов, медицинского оборудования и механический, где изготавливают оборудование для кожевенной, обувной и меховой промышленности. Росту города благоприятствует развитая промышленность строительных материалов. Есть в Ельце кожевенный завод, швейная, трикотажная, мебельная, табачная и картонная фабрики. Перерабатывающая промышленность представлена крупным сахарным заводом.
В Ельце работает педагогический институт, техникум железнодорожного транспорта, медицинское и музыкальное училища. Материалы о далеком прошлом города и его настоящем широко представлены в краеведческом музее.
Мировую известность городу принесли елецкие кружева. Промысел этот возник здесь в начале XIX в. Елецкие кружева плетутся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной или шелковой пряжи. В середине XX в. стала применяться синтетическая нить. Отличаются елецкие кружева контрастом мелкого растительно-геометрического узора с тонким ажурным фоном. В 1960 г. создан Елецкий комбинат художественных изделий, изготовляющий мерные кружева, воротнички, перчатки.
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ЕЛЕЦ
В серебряном щите с зеленой оконечностью стоящий у зеленой ели. червленый олень.
Сообщение главы администрации города Ельца 30 января 1992 г., № 18 об использовании исторического герба города (ранее утвержден 16 августа 1781 г.).