В дошедших до нас документах деревня Ожерелье впервые упоминается под 1578 г. Селение находилось в Растовском стане Каширского уезда и основали его бежавшие в 1571 г. от татар каширские жители. Стали бывшие горожане вольными хлебопашцами, платили государевы подати. Однако в 1608 г. царь Василий Шуйский пожаловал Ожерелье за московское «осадное сидение» В.И.Ильину. А была деревня всего из 15 дворов, если не считать помещичьего. К 1677 г. население ее увеличилось почти до сотни душ, в конце XVIII в. их осталось 70, к 1857 г. в деревне, впрочем, уже сельце, которое входило в приход села Грабчеки, вместе с селениями Слободка и Ягодня, было 140 крестьян. В приходе насчитывалось 500 прихожан.
С постройкой Павелецкой железной дороги одну из ее станций назвали по близлежащей деревне — Ожерелье. Дорога оживила экономическую жизнь. Интересны данные за 1913 г. На станцию Ожерелье прибыло 75 тыс. пудов различных грузов, отправлено со станции — 45 тыс. пудов, продано 7 тыс. билетов.
На рубеже 1920 — 1930-х гг. началось соорркение мошной магистрали Москва — Донбасс. Возникла необходимость в коренной реконструкции не только трассы (возведение мостов, смягчение уклонов, прокладка вторых и третьих путей), но и станционных сооружений на линии Валуйки — Ожерелье — Москва. Так вместо небольшой станции одноколейной дороги возник узел с подходом поездов по четырем линиям: Узловая, Павелец, Москва, Каширская ГРЭС. При депо вырос новый поселок со всеми надлежащими учреждениями здравоохранения, образования, культуры, который поглотил деревню Ожерелье. В поселке был реконструирован кирпичный завод.
С окончанием строительства депо и станции в Оже-рельском узле сошлись магистрали Москва — Донбасс и Москва — Саратов — Средняя Азия. Осенью 1941 г. железнодорожникам узла пришлось работать в прифронтовой обстановке, под бомбежками, так как немецко-фашистские войска продвинулись почти вплотную к Кашире.
В 1956 г. началась реконструкция Ожерельского железнодорожного узла в связи с переходом железнодорожного транспорта на электрическую тягу. Депо стало экспериментальной базой, где испытывали новые модели электровозов и электрооборудования, а также и основной ремонтной базой электровозов. Позднее в Ожерелье был построен парк стыкования переменного и постоянного тока для электровозов. Локомотивное депо сделалось кузницей кадров машинистов электропоездов. Создан здесь и железнодорожный техникум.
К 1967 г. население Ожерелья составляло 15 тыс. человек. В городе имелись детские дошкольные учреждения и школы, в том числе музыкальная, магазины, столовые, комбинат бытового обслуживания, большой спорткомплекс.
Рядом с городом построен комбикормовый завод, птицефабрика, лесной питомник, снабжающий посадочным материалом не только лесоводов, но и лесомелиораторов. Само Ожерелье стало одним из самых зеленых городов Подмосковья.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ОЖЕРЕЛЬЕ
Щит рассечен лазурью и червленью. Поверх всего золотая стилизованная эмблема российских железных дорог в обрамлении венка (ожерелья) из дубовых листьев. В правой вольной части щита на червленом поле золотая стилизованная башня с золотой же звездой, в левой вольной части золотые цифры 1958.
Утвержден Ожерельевским городским Советом народных депутатов 20 октября 1989 г.