Первая мировая война вынудила правительство царской России обратить взор на Кольский полуостров, где представлялось возможным строительство незамерзающего порта, с тем чтобы через него наладить транспортировку грузов, в первую очередь военных, из стран-союзниц, так как порты Черного и Балтийского морей были блокированы флотом Германии. Появился порт Романов-на-Мурмане (будущий Мурманск). К нему протянулась ниточка железной дороги из Петрограда. В 1918 г. большую ее часть захватили войска бывших
союзников, ставших теперь интервентами. Однако героическое восстание трудящихся Мурманска и Красная армия (она развернула одновременное наступление со стороны Петрозаводска) вынудили оккупантов убраться с полуострова. Случилось это в феврале-марте 1920 г. И без того слабое хозяйство полуострова было окончательно разрушено. В Мурманске оставалось около 2000 жителей.
Но рке в мае 1920 г. на станции Хибины появились люди, казалось бы, совершенно посторонние: президент Академии наук А.П.Карпинский, президент Всероссийского географического общества Ю.М. Шокальский и директор минералогического музея Академии наук А.Е.Ферсман. В составе комиссии Мурманской железной дороги они должны были определить пути дальнейшего освоения края. Ведь железная дорога от Кандалакши до Мурманска проходила практически в пустыне, а каждый ее километр обошелся России в 350 тыс. рублей золотом. Уже в августе Ферсман вернулся во главе экспедиции ученых Петрограда и студентов университета. 5 лет работы геологов принесли много интересного науке, но только в 1926 г. геологу Лобунцову удалось найти мощный пласт апатитовой породы.
Начиналось освоение подземных богатств Кольского полуострова. Без серьезного научного осмысления потенциал природы, ее ресурсы оставались бы втуне. Поэтому в 1930 г. основана Хибинская горная станция Академии наук, преобразованная в 1934 г. в Кольскую научно-исследовательскую базу. Перемена названия говорит о качественном изменении функций.
Разместилась база у подножья Хибин, там, где начиналась вепса от Мурманской железной дороги к нынешнему Кировску, месту добычи апатитов. Здесь в 1935 г. при станции Апатиты возник небольшой поселок, которому сркдено было стать самым северным в России городом науки. Поиски ученых на полуострове дали чрезвычайно богатые результаты. Один за другим строились рудники и горно-обогатителъные комбинаты. Страна получила суперфосфат, глинозем, никель, медь, кобальт, железную руду. Изменились и функции базы, что закреплено ее преобразованием в Кольский филиал, а, затем и Научный центр Академии наук. В его составе научно-исследовательские институты: горно-металлургический, полярный, геофизический, геологический, химии и технологии редких элементов и минерального сырья, Полярно-альпийский ботанический сад-институт, а также отделы экономических исследований и энергетики.
Город Апатиты вместе с тем развился и в индустриальный центр. Здесь расположена апатитно-нефелиновая обогатительная фабрика — составная часть комбината «Апатит», самая мощная на полуострове тепловая электростанция, заводы сборного железобетона и лесопильный. А еще находится подсобное хозяйство «Индустрия», основанное в 1930 г. В нем картофелем, овощами и кормовыми культурами заняты тысячи гектаров земли, построены теплицы, ферма крупного рогатого скота, снабжающая Кировск, Апатиты и поселки молоком. Начиналась лее это хозяйство все на той же станции Хибины, где в 1923 г. появился агроном И.Г.Эйхенвальд, разработавший систему агрополь-зования в суровом климате полуострова.
Сейчас в городе более 90 тыс. жителей.
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
АПАТИТЫ
Щит четверочастный, разделен золотой «розой ветров». В первом червленом поле стилизованная золотая колба, из которой произрастает золотой же стилизованный колос, сопровождаемые слева золотым солнцем. Второе поле золотое, обрамленное червленью. Третье поле золотое же, обрамленное лазурью. В четвертом лазуревом поле золотой силуэт обогатительной фабрики, сопровождаемый вверху золотым же северным сиянием. В червленой вершине щита название города золотом.
Утвержден исполнительным комитетом Апатитского городского Совета депутатов трудящихся 5 октября 1973 г., № 15.
Автор герба художник Николай Владимирович Владимиров.