В 1797 г. Донское войсковое правление разрешило полковнику А.Сулину построить хутор для поселения на нем крестьян у речки Кундрючья при впадении в нее Большой Гнилуши. А рядом, на р.Малая Гнилуша, разместился его зимовник скота с семьей скотника. Со временем и здесь образовался хутор, получивший название Мало-Гнилушинский.
Крестьяне жили своими заботами, но после постройки на рубеже 1860 — 1870-х гг. железной дороги Москва —
Воронеж — Ростов-на-Дону места эти, уже известные залежами антрацита, стали привлекательными для создания промышленных предприятий. Так на Кундрючьей появился Сулинский чугуносталеплавильный завод с поселком для его рабочих и служащих. Со временем хутора и поселок слились.
Тяжелый труд металлурга, нещадная эксплуатация, всевластие администрации довольно скоро вызвали протесты рабочих, становившиеся все более организованными. В 1893 и 1902 гг. на заводе прошли стачки. В 1905 г. в Сулине уже был создан совет рабочих депутатов, который не только руководил забастовкой, но и управлял всей жизнью поселка, сделался «хозяином положения», как сообщали в жандармском донесении. Интересно, что на заводе была создана футбольная команда, тренером которой стал большевик С.В.Косиор (1889 — 1939). Футболисты выполняли также задания по транспортировке нелегальной литературы во время поездок на матчи в другие города, охраняли сходки и митинги рабочих. Крупная забастовка проведена металлургами и в 1914 г.
Сложным для Сулина стал 1918 г. Новочеркасские казачьи атаманы видели опасность в многотысячном коллективе рабочих, но попытка усмирения его на рубеже 1917 — 1918 гг. провалилась. В марте 1918 г. интервенци-оналистские войска Германии совместно с казачьими формированиями сумели разгромить созданный рабочими красногвардейский полк (около 2000 рабочих было отправлено в Германию). Карательная экспедиция свирепствовала и в поселке.
После окончания гражданской войны разоренный завод стоял, в цехах птицы вили гнезда. Немного квалифицированных рабочих вернулось в поселок. Необходимо было восстанавливать предприятие, откачать воду и начать добычу угля в шахтах, наладить работу мастерских. А ведь это было крупнейшее предприятие Юга России и с 1926 г. второй после Шахт город округа. Постепенно налаживалась жизнь и в общественной сфере. Расширилась разработка строительных материалов в его окрестностях, город обустраивался.
Уже через 10 лет началось строительство Несвитайской электростанции, но ввод ее совпал с началом Великой Отечественной войны. Самоотверженно трудились жители города, однако летом 1942 г. возникла необходимость эвакуации предприятия. В город вошли немецко-фашистс-кие войска. Через семь месяцев, в феврале 1943 г., город был освобожден от оккупантов. Вновь восстановительные работы, а вскоре и реконструкция завода, дающего стране сталь, прокат, сварочные электроды, железный порошок. Крупной ГРЭС стала и когда-то скромная районная Нес-витайская электростанция. В городе построены заводы металлоконструкций и металлоизделий, щебеночный и железобетонных изделий. Получила развитие пищевая промышленность — созданы мясокомбинат и молочный завод.
Совсем не похож современный Красный Сулин на прежний заводской поселок. Его население теперь — более 40 тыс. человек. В городе — широкие асфальтированные улицы, современные благоустроенные дома, учреждения здравоохранения, образования, культуры, много цветов.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
КРАСНЫЙ СУЛИН
В червленом щите золотая стилизованная башня, в основании которой на лазуревом ромбе, обрамленном золотом, серебряная семилучевая звезда, обрамленная золотом, а по сторонам два черных ромба, обрамленных золотом же. Е правом ромбе золотой контур сталелитейного ковша, в левом ромбе золотой отбойный молоток. Снизу все обрамлено золотыми колосьями. В лазуревой оконечности щита серебряный шюювидный тонкий пояс, прерванный золотыми цифрами 1797. В вершине щита название города золотом.
Утвержден девятой сессией Красносулинского городского Совета народных депутатов 21 июня 1989 г.
Авторы герба художник Юрий Алексеевич Макаров и Анатолий Семенович Ревенко.