На левом берегу одной из проток Волги, называющейся Кунья-Воложка, против Жигулевских гор в 1738 г. началось строительство Ставрополя — города св. Креста. Тому была недолгая предыстория. Один из внуков калмыцкого хана Аюка — Тайшин, кочевавший в приволжских степях, принял крещение с христианским именем Петр. По какой-то причине родственники обделили его в правах наследования. Петр Тайшин, как теперь его называли, явился в 1736 г. в Петербург хлопотать о возвращении отнятого у него улуса. При этом он просил отдавать ему всех калмыков, принявших христианство, и позволить начать строительство города. Правительство увидело пользу от такого предложения, ведь тем самым калмыки приучались бы к оседлости. Однако Петр Тайшин умер. На следующий год его вдова, княгиня Анна (она получила титул от Анны Иоанновны), обрела искомое мужем.
Для нового городка подыскали место на р.Сок. Но начальник Оренбургского края В.Н.Татищев, тот, которого мы знаем как историка, счел, что лучше всего калмыков поселить между Старой и Новой Закамскими линиями. И определил место городу на Куньей-Воложке, известной в то время как приют воровских шаек. Российский администратор хорошо знал образ жизни народа, и потому были выделены одновременно земли для кочевок и новых слобод. Новопоселенцам выдавались пособия, хлеб для посева. Для приучения их к земледелию селили одновременно и русских крестьян, также получивших содержание от казны.
В 1744 г. калмыков насчитывалось уже более 3000. На следующий год из них образовали Ставропольский иррегулярный полк, разделенный на 8 сотен. Однако приучить их к оседлое не удалось, а потому в 1842 г. полк перевели в Оренбургскую губернию. Освобожденные земли заселили бедными дворянами Рязанской, Смоленской, Тульской губерний и нижними чинами из мещан и бывших крепостных.
Что же касается самого Ставрополя, то до 1780 г. он состоял в Оренбургской провинции, затем определен уездным городом Симбирского наместничества, с 1850 г. переведен в Самарскую губернию. В Ставрополе тогда числилось немногим более 3000 человек.
Потому как протока судоходна только весной, ни торговля, ни промышленность развития не получили. Основным занятием жителей оставалось землепашество: здесь выращивали зерно, лук и картофель.
Сейчас это крупный город с населением, превышающим 500 тыс. человек, расположенный на берегу водохранилища, образованного Волжской ГЭС. Железными дорогами он связан с Самарой и Сызранью. При заполнении водохранилища попал в зону затопления и полностью перенесен на новое место. С 1964 г. носит название Тольятти. Его формирование и развитие определяется Волжским автомобильным заводом (автомобили «Лада», «Нива», «Жигули») и сопутствующими ему предприятиями. Кроме того, здесь расположены заводы по производству фосфора и фосфоросодержащих продуктов, азотно-туко-вый, синтетического каучука, цементных машин. Первые шаги сделаны городом и в науке. В Тольятти находятся научно-исследовательские институты цементного машиностроения и нерудных материалов.
Кадры для промышленности готовит политехнический институт, политехнический, химико-технологический, электротехнический и автомеханический техникумы. А еще в городе есть медицинское, педагогическое и музыкальное училища. И все-таки можно сказать, что город как организм еще только формируется. Он новый, он обживается, но есть в нем и краеведческий музей, единственное, пожалуй, что связывает его со старым волжским городом Ставрополем, городом св.Креста.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ТОЛЬЯТТИ
В лазуревом щите в обрамлении серебряного силуэта старой крепости, переходящего в две ладьи, четыре серебряных же квадрата, расположенных ромбом. В трех нижних, стилизованные лазуревые изображения гор, автомобиля, колбы внутри шестерни. Вверху серебряные цифры: 1737.
Утвержден исполнительным комитетом Тольяттинского городскою Совета народных депутатов 4 марта 1982 г., № 71/4.